Бурятский национальный костюм — Википедия

Национальный костюм бурятов приспособлен к кочевой жизни, демонстрирует возраст и социальное положение. Это лучшая защита от холода. Предусмотрены варианты костюма для юношей и девушек, замужних женщин, взрослых мужчин и пожилых людей.

Содержание

Немного истории

Как выглядел бурятский костюм в древние времена, мы можем судить лишь по описаниям путешественников и дипломатов, которые жили в XVII – XVIII вв. Более ранних письменных источников не существует.

Немного информации можно получить из древних сказаний. Например, в эпосе «Гэсэр» упоминается, что соболиная шкура говорила о знатности и богатстве своего хозяина, а по орнаменту и украшениям на поясе можно было рассказать о положении в обществе его владельца.

Первые описания бурятского национального костюма оставил нам русский посол в Китае Н. Спафария. От него мы узнаем, что в XVII в. в Бурятии были популярны хлопчатобумажные ткани из далекой Бухары и Китая. В это же время одежду здесь начали шить из русских и европейских тканей.

В конце XVII века во главе русского посольства в Пекин был послан Эверт Избрант Идес – голландский купец, которого в России прозвали Елизарий Елизариев сын Избрант. Вернувшись из поездки, он написал книгу о своем путешествии, где подробно описал зимнюю и летнюю национальную одежду бурят, а также их головной убор. Писали о бурятах и другие путешественники. А в XIX веке их изучением занялись ученые и исследователи.

Головной убор[править | править код]

Головной убор бурят (бур. малгай) — это шапка конической формы отороченная бархатом или мехом, которая наверху завершается серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной (бур. дэнзэ). От нижней части «дэнзэ» вниз струятся красные шелковые кисти (бур. улаан залаа).

Самое важное

Блоги 7931e6b300001669838d1dfe8f6947e1.jpg

26 ноября 2020 9597

“История не терпит суеты”: как в Бурятии меняются эпохи

Автор АРД Бато Очиров о выразительном переплетении эпох с человеческими судьбами.

Статьи 51b254a98e83e6bf1ff771c5f4b02b4a.png

2 ноября 2020 18520

Кто такие хори-буряты: история, наследие и потенциал

Мы привыкли, что буряты являются маленьким сибирским народцем, который якобы теряет язык. Но это не так.

6f66a7fd8bab858be4d4f0740e4e3a95.png

28 октября 2020 8860

Курорт на Байкале особо отмечен в повестке российско-корейских отношений

Руководители Российской Федерации и Республики Корея придали инвестиционному проекту корейской GEO Group в ОЭЗ “Байкальская Гавань” (Бурятия) межгосударственный статус.

bff9b24e84e32b31e245c6638db73be0.png

19 октября 2020 8006

Партнёрский проект Даши Намдакова с компанией АПУ стал культурным явлением осени в Москве

В течение двух месяцев с 7 августа по 6 октября в Московском парке искусств Музеон экспонировались работы известного бурятского скульптора и Заслуженного художника Российской Федерации Даши Намдакова.

Верхняя одежда

Национальная одежда состоит из дэгэла — род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным. Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье летом часто использовались халаты, у бедных — бумажные, а у богатых — шелковые. В ненастное время сверх дэгэла в Забайкалье надевалась саба, род шинели с длинным крагеном. В холодное время года, в особенности в дороге — даха, род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу.

Дэгэл (дэгиль) стягивается в талии ременным кушаком, на который подвешивали нож и принадлежности курения: огниво, ганза (маленькая медная трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком.

Такой далекий и близкий Восток начинается с Китая

Многие традиционные наряды разнообразных восточных стран нередко становятся диковинной находкой для модного дизайнера. Стилисты вдохновляются этими необычными и весьма оригинальными образами. Сегодня же, мода на восток находится на самом пике своей популярности. Такой далекий и в тоже время близкий Восток для многих модниц начинается именно с Китая.

Платья в китайском стиле, которое традиционно называют Ципао, блещет целомудренностью, и в тоже время соблазнительностью фасона. Даже, не смотря на то, что это платье не возможно сравнить с сексапильными моделями мини, оно все же очень цениться среди женщин. В нем сочетается классический покрой, который дает простор для фантазии любому дизайнеру. На его основе, модные дома создают огромное количество самых разнообразных моделей, которые безупречно подчеркивают женственность фигуры и все ее преимущества. Посмотрите примеры на фото:

Платье в китайском стиле не может быть выполненным длиной мини и с откровенным декольте, но зато, за счет абсолютного прилегания к телу, оно создает незабываемый эффект гармонии между женственностью и сексуальностью. Стоит помнить о том, что одного облегания фигуры может быть недостаточно, для создания обворожительного образа должны быть хорошо подобраны ткани. Например, многие дизайнеры используют высококачественный шелк, который обязательно должен быть максимально тонким и в то же врем плотным. Именно этот материал традиционно использовали на протяжении столетий для того, чтобы идеально подчеркнуть мягкость и нежность настоящей женщины.

Ни в коем случае, не стоит выбирать платья, украшенные различными отделками и драпировками, так как это выходит за грани китайского и восточного стиля. Оно обязательно должны быть максимально простыми. Вся привлекательность добивается за счет этого. Но, даже не смотря на это, не стоит думать, что платья в китайском стиле через чур сдержанные. Ведь вы, можете выбрать ту модель, на которой будет красоваться довольно интересный и неожиданный разрез вдоль всего бедра.

Лиф, не смотря на свою закрытость, тоже имеет уйму преимуществ. Так, например, он легко подчеркивает зону плеч, руки и даже лицо. Изящный силуэт и длина до колена или чуть выше, легко подчеркивают стройность и заманчивость женских ног.

Энгэр[править | править код]

Энгэр или Дурбэлжэн энгэр (досл. четырехугольный борт) является важным элементом национального костюма бурят, находится на грудной части верхней полы, где вшиваются три разноцветные полосы — внизу розовато-красного цвета, в середине чёрного, сверху золотисто-жёлтого, белого, зелёного или синего цвета. Первоначальный вариант энгэра — желто-красный, чёрный, белый.[2]

Энгэр как элемент одежды монголоязычных народов, по мнению Л. Л. Викторовой, был известен со времен киданьской империи[3].

У монгольских народов исследователи фиксируют существование двух видов энгэра. Один из них, по мнению Б. Ринчена, ташуу энгэр (досл. косой борт) был характерен для старинного монгольского костюма и был заменен на другой вариант с квадратным бортом под влиянием манчжуров во времена империи Цин. Хотя вариант характерный для бурятского национального костюма или квадратный энгэр зафиксирован в различных китайских источниках описывающих монгольские народности времен создания монгольской империи. К примеру, сообщения в переводе Р. Храпачевского: «Их черных татар одежда запахивается направо квадратной полой, в старые времена она шилась из войлока, шерсти и кожи, а сейчас — из полотна и шелков, прошитых золотыми нитями.» В варианте перевода Н. Ц. Мункуева и Линь Кюн-и: «У их верхнего платья пола запахивается направо, а борт квадратный». К этому описанию примыкает пометка другого китайского наблюдателя: «Пола, которую называют квадратной, это пола похожая на четырёхугольник. Воротники такие же, какие делают и китайцы. Владетель татар вместе с членами чжуншу шэн и прочими людьми из верхов общества уже не носят такое одеяние.» Об одежде «верхов общества» на примере го-вана Мухали говорится следующее: «В платье к системе церемониала целиком следует установлениям, существующим для сына Неба (то есть китайского императора)». По-мнению Д. В. Цыбикдоржиева, к моменту создания Монгольской империи такой элемент одежды монголов как квадратный энгэр начал выходить из употребления и заменяться косым энгэром, хотя имел до этого широкое распространение начиная со времен Киданьской империи и расцвета Найманского ханства ввиду его практичности, он хорошо закрывал грудь, а в варианте — с воротником-стойкой — шею и горло, что было немаловажно при езде верхом.

Энгэр бурятского национального костюма выделяется существованием верхней полосы, который в отличие от других полос носит специальное название сагаалса и первоначально был только белого цвета. Со временем, наряду с ним начали использоваться золотистый, зелёный или синие цвета[4] .

Вероятно, в связи с распространением буддизма, в верхней части энгэра начал использоваться золотисто-жёлтый цвет.В буддизме жёлтый, особенно глубокий, насыщенный золотисто-жёлтый — это цвет урожая и созревшего зерна, что символизирует не только материальное богатство, но и духовное. Жёлтый цвет означает изобилие благих качеств, в особенности изобилие добродетелей. На самом высоком уровне, в высшем смысле, жёлтый цвет представляет неисчерпаемые богатства просветлённого ума, неисчерпаемые достоинства самой реальности. На данном уровне жёлтый цвет представляет безграничную продуктивность и креативность просветлённого ума, творческую энергию, которая не просто проистекает, но изливается щедрым потоком, течёт изобильным дождём, низвергается богатством духовных качеств на всех живых существ.[5]

Чёрный цвет у бурят ассоциируется с землёй и домом и является символом наличия своей родины (бур. тоонто).[6]

Красный цвет ассоциируется с огнём и символизирует жизненную энергию.[6]

Синий цвет традиционно связан с вечным синим небом.[6][2]

Женская и мужская одежда

По виду костюма можно сразу определить, кому предназначена одежда – мужчине или женщине. Кроме того, для каждого периода жизни были свои различия. Совсем по-разному носили одежду юноши и девушки, мальчишки и девчонки, замужние женщины и старики. Объединяет все виды костюмов максимальное удобство и отличная защита от холода.

национальный костюм буряты

Буряты – коренной народ Сибири. На их костюм оказал огромное влияние климат. Основа – дублёные шкуры, мех, шерсть, конский волос. Позже, при появлении торговых связей с Китаем и Азией, добавились шёлк, парча, чесуча, бархат. В некоторых районах использовали нити из благородных металлов. Живущим в этих краях людям всё расскажет о владельце национальный костюм. Буряты умеют точно и лаконично обозначить основные обстоятельства жизни человека.

Нижняя одежда

Узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обыкновенно из синей ткани — дабы.

Традиционная бурятская свадьба Сергея и Баярмы в этнопарке «Кочевник»

Всегда приятно и радостно, когда семьи хранят и соблюдают свадебные традиции своего народа. Я готова сфотографировать свадьбу в национальных костюмах, с обрядами и традициями в любой точке Земли на особых условиях. А пока здесь появляется традиционная бурятская свадьба. Как на каждой свадьбе все началось со сборов жениха и невесты. Необычно было лишь то, что они проходили прямо в юрте с очень красивым светом. Сергей и Баярма облачились в национальные бурятские халаты и украшения. Подруги невесты заплели Баярме косу. Далее следовал обряд встречи двух семей – eгтамжа, где жених, невеста и их родители обменивались шелковыми шарфами – хадаками. Далее жених посадил невесту верхом на верблюда и они поехали осматривать его владения. Интересно заметить, что молодожены живут в традиционных домах – юртах, на территории этнопарка «Кочевник», где существует единственная в Москве верблюжья ферма. Здесь можно поближе познакомиться с жильем и бытом коренных народов севера и пообщаться с многочисленными животными кочевников. После почетного круга по землям жениха следовал обряд приглашения невесты в дом жениха – бэри орлуулха, где жених развел первый семейный очаг в новой юрте. Подруги и сестры Баярмы расплели одну косу и заплели из нее две в знак того, что с этого момента она стала частью семьи Сергея. Парни внесли в новую юрту большой сундук с приданным. Молодожены принимали подарки от гостей и смотрели выступления местных ансамблей традиционных бурятских песен и танцев. Вечер закончился угощением национальными бурятскими блюдами, играми и традиционными забавами.

Свадьба индийской пары в традиционном католическом храме в Куала-Лумпур

Свадьба на Бали для пары из Лондона

Индийская традиционная свадьба в Малайзии в индуистском храме, Куала-Лумпур

Вьетнамско-русская пара и свадьба в русских традициях в Holiday Inn Лесная

Элегантная свадьба в ресторане отеля Савой

Осенняя свадьба в Москве с прогулкой на Крымской набережной

Осенняя свадьба в Барвихе в ресторане La Colline

Свадьба норвежской пары в Санкт-Петербурге

Свадебная фотосъемка для китайской пары на Красной площади и в парке Коломенское

Свадьба в августе в Москве с прогулкой в Крутицком подворье

Армянская свадьба с церемонией в Кафедральном соборе Преображения Господня

Летняя свадьба в Исландии с официальной церемонией у водопада Сельяландфосс

Cвадьба Даши и Алекса в Австралии, Сидней

Французская свадьба в замке в пригороде Лиона

Традиционная бурятская свадьба Сергея и Баярмы в этнопарке «Кочевник»

Свадьба Ольги и Жака в Голландии, г. Ляйден

Свадьба Наташи и Ивана в морском стиле

Настя и Максим – свадьба на Сейшелах

Свадьба у реки Ольги и Евгения

Летняя свадьба Ангелины и Александра в Москве

«Весна и Любовь» – предсвадебная фотосессия в Париже

Фотосессия свадебного дня Кати и Саши в Москве

Свадьба Насти и Ильи в усадьбе Кусково в Москве

Свадьба Ольги и Алана во Франции

Ирина и Сэмюэль – свадебная фотосессия в Австрии, в г. Зальцбурге

Осенняя свадьба Александра и Екатерины в усадьбе Голицыных

Свадьба Романа и Ирины в элитном эко-поселке «Зелёный Мыс» в Москве у воды

Свадебная фотосессия Кати и Миши в Черногории, Монтенегро

Свадьба Марии и Руслана в Черногории

Зимняя свадьба Альмины и Николая в ресторане в центре Москвы

Анна и Владислав – свадебная фотосессия в Москве

Венчание Сергея и Марии в Москве

Фотосъёмка с венчания Дины и Ильи в Москве

Зимняя еврейская свадьба Елены и Алексея в Парке Горького в Москве

Тематическая свадьба Алёны и Никиты в Москве

Свадьба Марии и Панагиотиса в Греции, о.Миконос

Свадьба Анны и Андрея в итальянском стиле в Москве

Свадьба Кати и Димы у озера в Подмосковье

Фотоотчет: свадьба Марины и Дениса в усадьбе Валуево

Золотая свадьба – праздник в Москве

Свадьба и венчание Татьяны и Данила в Москве

Зимняя свадьба Марии и Алексея в русском стиле в загородном гостиничном комплексе «Орловский» в Москве

Свадьба в феврале Анны и Валентина с банкетом в Московском музее современного искусства

Зимняя свадьба Анны и Василия в Москве

Свадьба Кати и Кости в загородном отеле, Москва

Особенности

Буряты – кочевой народ, живущий в суровом климате. Именно эти два фактора и определили то, каким стал их национальный костюм. Итак, среднестатистический бурят в те далекие времена целый день проводил в седле, а потому и одежда не должна была ему мешать. Она защищала от ветров и согревала в морозы. Буряты занимались в основном скотоводством, а поэтому шили из того, что было под рукой – кожи, шерсти, меха. Шелк и хлопковые ткани покупали у соседних народов.

Буряты жили на большой территории, на значительном расстоянии друг от друга, а потому у каждого рода были свои особенности в костюме. Иногда различия были весьма значительные.

Цвета и оттенки

Халаты – главный элемент одежды бурят в былые времена, шили из тканей синего цвета. Но могли быть исключения. Порой их делали из коричневого, бордового или темно-зеленого материала.

Мужской халат украшал особый четырехугольный борт «энгэр», который имел не столько утилитарное, сколько символическое значение. Энгэр состоял из цветных полос, верхняя из которых должна была быть белая. Позже, когда среди бурят начал распространяться буддизм, ее стали делать золотисто-желтого цвета.

У бурят каждый цвет имеет свой символ. Черный – это земля, дом и родина, красный – огонь и жизненная энергия, синий – небо.

Ткани и крой

Как мы упоминали раньше, буряты вели кочевой образ жизни и занимались скотоводством. Потому одежду свою они шили из шкур, шерсти и меха. Хлопчатобумажные ткани и сукно покупали на ярмарках, которые проходили в Иркутске, Киренске, Нерчинске, Кяхте и других городах.

Поскольку зимы в Бурятии суровые, то и в костюме есть зимний и летний варианты. Для пошива зимнего халата, который назывался «дэгэл», использовали овчину, обшитую бархатом. Летний повседневный халат («тэрлинг») шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничный делали из шелка.

Халаты кроили без плечевых швов. Застегивались они сбоку. Это защищало от сильных ветров и лучше согревало. Длина халата должна была закрывать ноги как при ходьбе, так и при верховой езде. К тому же, такой длинный халат легко мог стать при необходимости походной постелью: на одну полу ложились, другой укрывались.

Мужской костюм

Бурятская одежда как мужчин, так и женщин предназначена прежде всего для кочевой жизни в седле. Особенности кроя приспособили изделия к тому, чтобы в них можно было провести на коне много часов без усталости и при необходимости заночевать под открытым небом.

Непосредственно на тело надеваются рубашка из натуральной ткани (чаще всего из хлопка) и узкие штаны из грубой кожи. В таких штанах не страшна любая дорога. Обувь изготавливалась из кожи жеребят – для зимы, а для лета плелась из конских волос, а кожаная подошва просто пришивалась.

как выглядит национальный костюм бурятов

Сверху надевался зимний (дэгэл) или летний (тэрлиг) халат. Дэгэл шился из овчины, можно было украсить его бархатом или другой тканью. Летний же халат изготавливался из любой натуральной ткани.

Аксессуары и обувь

Мужской костюм дополняли два элемента – нож («хутага») и огниво («хэтэ»). Первоначально эти вещи имели утилитарное значение, но со временем стали элементами декора костюма. Ножны и рукоять ножа украшали чеканкой, самоцветами и серебряными подвесками. Огниво выглядело как небольшая сумочка из кожи, ко дну которой крепилось стальное кресало. Его также украшали бляхами с чеканными узорами. Носили огниво и нож на поясе.

Женские украшения были более сложными. Это и кольца, которые носили на каждом пальце, бывало даже в несколько рядов, и браслеты на обеих руках, и серьги, и височные кольца, и нагрудные украшения. Последние состояли из множества серебряных медальонов, которые могли быть квадратные, треугольные и круглые. В них вкладывали молитвы, которые служили оберегом.

Все бурятские мужчины и женщины носили шапки. Они были круглые с небольшими полями. Каждая шапка имела остроконечную верхушку, которая украшалась серебряным навершием и кистями. Делали шапки в основном из тканей синего цвета. Как и в одежде, каждый элемент у шапки имел свое символическое значение.

В качестве обуви зимой буряты носили унты, которые делали из кожи жеребят, в межсезонье – сапоги, нос которых заострялся кверху. Летом носили обувь, связанную из конских волос, которая крепилась к кожаной подошве.

Современные модели

Многие элементы национального костюма бурят остались в седой древности. Больше не надо проводить весь день в седле и укрываться длинным теплым халатом, если пришлось остаться ночевать в степи. Но многие декоративные элементы, сложные орнаменты и системы серебряных украшений оказались столь совершенны, что забыть о них было бы преступлением. Современные модельеры с удовольствием начали использовать их в своих коллекциях. Чаще всего в ход идут орнаменты «алтан-хээ» (меандр), декоративное плетение «улзы», а также трапециевидная форма силуэта, оригинальный крой рукавов и головные уборы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...