Чувашский национальный костюм — Википедия

В народных одеждах – сочетании цветов и применении орнаментов, декоративных деталях и функциональности кроя – мы находим информацию о менталитете народа, о его условиях жизни и деятельности, ценностях и культурных традициях. Чувашский национальный костюм богат разнообразными головными уборами, славится нарядностью одежд, обильно украшенных вышивкой, бисером, монетами и ракушками.

Головные уборы и украшения[править | править код]

Головной убор чувашской женщины хушпу. XIX век. Средненизовая этнографическая группы (анат енчи)

Праздничные и обрядовые головные уборы разнообразны и декоративны. Девушки носили округлые шапочки тухья, украшенные бисерным шитьем и серебряными монетами. Замужние женщины обязательно покрывали голову сурпаном — белой полосой тонкого холста с орнаментированными концами, которые спускались на плечо и вдоль спины. В обычные дни поверх сурпана повязывали аналогичную по форме, но более узкую головную повязку пуç тутри (или сурпан тутри), а на праздники — нарядный головной убор хушпу, который отличался богатым монетным декором и наличием вертикальной наспинной части. По форме можно выделить 5-6 локальных видов хушпу: цилиндрических, полусферических, округлых с небольшой вершиной, наподобие высокого или низкого усеченного конуса, а также облегающего обруча.

Единый ансамбль с нарядными головными уборами составляли украшения из монет, бисера, бус, кораллов и раковин каури. Они имели знаковое, функциональное и эстетическое значение, различаясь на женские и девичьи, а по расположению на фигуре — на головные, шейные, наплечные, нагрудные, поясные.

История чувашского народного костюма

Формирование чувашского народного костюма происходило под влиянием места, в котором проживали чуваши, перенимавшие многие мелочи и детали одежд ближайших соседей. Традиционные наряды вирьял (они же верховные чуваши) из Чебоксарского района достаточно сильно напоминал костюмы финно-угорского народа России своей простотой и умеренностью конструктивных элементов.

Низовые чуваши, они же антари, во время пошива платьев и костюмов использовали различные оборки, а цветом фартука был выбран насыщенный красный. Полотенца и передники имели необычную вышивку цветными нитками различных оттенков. Костюмы, платья, нагрудники и головные уборы чувашей Самарской области имеют достаточно много сходств с мордовскими национальными нарядами.

ШУПАРЫ, КОСТЮМЫ МУЖСКИЕ

Сортировка:

orderby

Количество:

New_2

Шупар мужской

Шупар мужской

(Код: ПТ-118 рис.63-14)

19570.00 РУБ.

плюс доставка
Подробнее
New_2

Шупар мужской

Шупар мужской

(Код: ПТ-16 рис.ШУП-А-105-13)

13890.00 РУБ.

плюс доставка
Подробнее
New_2

Шупар мужской

Шупар мужской

(Код: ПТ ШУП 16 рис А-17-15)

25630.00 РУБ.

плюс доставка
Подробнее
Шупар мужской

Шупар мужской

(Код: ПТ.ШУП.16 рис. А 1-14)

22630.00 РУБ.

плюс доставка
Подробнее
Шупар мужской

Шупар мужской

(Код: ПТ.ШУП.114 рис.18-15)

19380.00 РУБ.

плюс доставка
Подробнее
Шупар мужской

Шупар мужской

(Код: ПТ.ШУП.16 рис. А 1-15)

18240.00 РУБ.

плюс доставка
Подробнее
Шупар мужской

Шупар мужской

(Код: ПТ.ШУП.273 рис.2-11)

35630.00 РУБ.

плюс доставка
Подробнее
Шупар мужской

Шупар мужской

(Код: ПТ.ШУП.118 рис.63-14)

19570.00 РУБ.

плюс доставка
Подробнее
Шупар мужской

Шупар мужской

(Код: ПТ.ШУП.112 рис.61-14)

20650.00 РУБ.

плюс доставка
Подробнее
Шупар мужской

Шупар мужской

(Код: ПТ.ШУП.16 рис.118-13)

13370.00 РУБ.

плюс доставка
Подробнее
Под заказ

Шупар мужской

Шупар мужской

(Код: ПТ.ШУП.16 рис.115-13)

13870.00 РУБ.

плюс доставка
Подробнее
Шупар мужской

Шупар мужской

(Код: ПТ.ШУП.16 рис.105-13)

12310.00 РУБ.

плюс доставка
Подробнее
  • В начало
  • Назад
  • 1
  • 2
  • Вперед
  • В конец

Copyright www.webdesigner-profi.de MAXXmarketing GmbH

Материалы чувашских костюмов

Довольно длительное время чуваши занимались изготовлением ткани и различных натуральных красителей самостоятельно. Чтобы окрасить пряжу, нужно было затратить немало времени, из-за чего основным цветом костюмов и платьев являлся обыкновенный белый цвет.

Вскоре антари обзавелись анилиновыми красками, которые значительно облегчали процесс покраски пряжи, и это дало толчок для развития производства такого материала, как пестрядь. Затем одежды из пестряди были заменены на обычные белые костюмы. Вирьялы и вовсе не использовали пестрядь в изготовлении одежд и платьев.

Верхняя одежда и обувь[править | править код]

В качестве демисезонной одежды использовались халаты пустав, кафтаны сăхман, зимней — приталенные шубы кĕрĕк, для дальних поездок надевали длинные объемные тулупы из овчины или прямоспинные суконные чапан. Мужские головные уборы не отличались многообразием: бытовали суконные шляпы с полями, меховые шапки çĕлĕк.

Повседневной обувью были сплетенные из липового лыка лапти (çăпата), которые верховые чуваши носили с черными суконными онучами, а низовые – с белыми шерстяными или суконными чулками (тăла чăлха). Праздничной обувью являлись кожаные сапоги или башмаки, в верховой группе — высокие сапоги в гармошку. С конца 19 века стали появляться высокие женские кожаные ботинки на шнуровке. Зимней обувью служили белые, серые и черные валенки.

Как у большинства народов Поволжья, детская одежда была подобна взрослой, но не имела богатой орнаментации и знаковых украшений.

Чувашская одежда в современной культуре[править | править код]

С 1930-х годов традиционная одежда повсеместно стала замещаться одеждой городского типа. Однако в сельской среде национальные комплексы сохраняются до настоящего времени почти повсеместно, особенно в отдаленных районах. Главным образом, они используются в качестве праздничной и обрядовой одежды, а также в фольклорно-сценической деятельности. Традиции народного костюма развиваются в творчестве многих народных мастеров и художников, в работе предприятий народных художественных промыслов.

Современные художники-модельеры не реконструируют традиционный наряд, а создают костюмы-образы на основе ассоциативных представлений и изучения музейных подлинников. Они стремятся понять происхождение и значение узоров, сохранить ценность ручной работы и натуральных материалов. Наиболее активные и талантливые участвуют в престижных конкурсах современной моды на региональном и российском уровнях.

Сельские мастера изготавливают праздничные костюмы для проведения национальных свадеб в селах и городах. В таких «обновленных» нарядах подчас используются подлинные головные уборы хушпу и украшения. Они по-прежнему сохраняют своё значение в качестве важнейшего смыслового, эстетического и сакрального центра чувашского костюма.

Конструкция нарядов

Белая рубаха (она же кепе) была неотъемлемым элементом как женского, так и мужского народного костюма. Конструкция рубахи была довольно простой: складывался холст конопли, а в бока вшивали клинья, расширяющие рубаху в нижней части. Рубахи для женских костюмов изготавливались с длиной 120 см и вырезом в центре на груди. Мужские рубахи имели аналогичные вырезы по бокам.

Мужские костюмы

Изначально чувашские рубахи с поясом для мужчин изготавливались свободными и длинными (до колен). Мужские одежды имели различные богатые и праздничные вышивки, аппликации и шёлковые узоры, в то время как простые костюмы, не предназначенные для праздников, были вполне лаконичными и строгими и на них не наносились никакие узоры.

В далёком прошлом мужчинам было положено обязательно надевать чистые белоснежные рубахи для проведения языческих обрядов. С развитием новых технологий, чувашский народный костюм для мужчин обзавёлся воротником и стал более современным, с плавными линиями круглых пройм. Мужские кафтаны и уборы, предназначенные для различных праздников, щедро украшались в районе груди и воротника, а также по краям одежды.

Женские костюмы

Чувашские традиционные рубахи для замужних женщин имели довольно сложную вышивку необычной формы, в то время как подол с геометрическими нашивками и полосками отличался скромностью и простотой. Во время праздников и обычных будних дней, женщины носили на бёдрах специальный материал с бахромой, узорами и нашивками, изготовленный из шёлковых и шерстяных нитей.

Незамужние девушки носили скромные наряды без вышивок и узоров, дабы не отвлекать внимание от собственной красоты.

Женские украшения с бисером

Комплексы украшений с серебряными монетами, деталями из бисера и дорогих камней составляют:

  • женские головные уборы (хушпу);
  • наряды на шею и грудь (у чувашей они называются ама, алка, мая);
  • браслеты и кольца (они же сула и сере);
  • маленькое зеркальце, которое крепится на пояс (тёкер);
  • кошелёк для пояса (енчёк)
  • подвески на пояс (йёс хуре).

Свадебный костюм

Чувашский наряд для свадьбы имел следующие интересные детали:

  • платье невесты украшалось бисером, раковинами и монетами, создавая крупный и сложный узор, дополненный специальным головным убором;
  • рубаха, передник и верхняя одежда невесты украшалась шикарной вышивкой, кроме того, девушка надевала кольца, браслеты, подвески и кошелёк с маленьким зеркальцем на пояс (стоит отметить, что данный наряд весил около 16 кг.);
  • свадебный чувашский костюм имел одну немаловажную деталь, такую как – перкенчек (большой белый материал или покрывало) с богатыми вышивками по краям, под которым находилась невеста в течение определённого времени, после чего покрывало убирали и девушку переодевали в костюм замужней женщины;
  • жених наряжался в рубашку и кафтан с широким цветным поясом, а также надевал перчатки, сапоги и шапку из меха с монетой в области лба.

Детские костюмы

Детские чувашские народные костюмы отличались богатством и роскошью вышивки. Одежды для девочек были довольно простыми и украшались тесьмой или несложными узорами, которые пришивали на подол. Голову покрывали обычными украшениями с бусами и тесьмой. Старшие девочки носили украшение с бисером, которое крепилось на пояс со стороны спины.

Костюмы для маленьких мужчин были достаточно простыми и отличались лишь ярким орнаментом на вороте.

Женские шапки и покрывала

В стародавние времена женские чувашские головные уборы были представлены шапками и покрывалами.

К покрывалам относились сурпаны (повязки на голову) различной длины, чалмы, платки и покрывала невесты, которые предназначались исключительно для замужних женщин.

Длинный или короткий (с более узкими узорами) сурпан низовых чувашек полностью закрывал голову, и его края были щедро расшиты и украшены узорными полосами, орнаментами и кружевами. Сурпаны верховых чувашек были достаточно короткими и украшались вышивками с обеих сторон, представляющих из себя интересные орнаменты, вышитые ярусами, а также бахромой и бисером на концах. Головные уборы и повязки достаточно сильно различались по группам.

Украшения-обереги

В богатом национальном костюме чувашки имеется очень много мелких, но достаточно важных деталей и украшений, указывающих на принадлежность, возраст и социальное положение женщины.

Многочисленные украшения женских нарядов (монеты, раковины, бисер) в первую очередь являются защитой от злых духов, неприятелей и различных опасностей. На праздники или свадьбы чувашки надевали полный набор украшений-оберегов, который весил больше 10 кг.

Литература[править | править код]

  1. Акимова Т. М. Эволюция женского костюма у саратовских чуваш // Труды Нижне-Волжского обл. науч. об-ва краеведения. Вып. 35. Ч. 5. — Саратов, 1928. — С. 25-39. Илл.
  2. Акимова Т. М. Женские головные уборы саратовских чуваш // Труды Нижне-Волжского краевого музея. Вып. 1. — Саратов, 1929. — С. 45-56.
  3. Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья (материалы к этногенезу). — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1960.
  4. Денисов П. В. Национальная одежда низовых чуваш южных районов Чувашской АССР // УЗ ЧНИИ. Вып. XI. — Чебоксары: Чувашгосиздат, 1955. С. 210—251.
  5. Женская одежда чувашей Саратовского края. Каталог (по материалам Саратовского областного музея краеведения). / Сост. В. В. Гольтяева — Саратов, 1986.
  6. Иванов Г. Н. К вопросу об уровне изученности чувашского народного костюма // Вопросы истории и теории искусств: Сб. научн. тр. / ЧНИИЯЛИЭ. — Чебоксары, 1992. С. 159—182.
  7. Иванов Г. Н. Материалы к изучению традиционного костюма саратовских чувашей // Чувашское искусство: Сб. научн. тр. / ЧГИГН. Вып. II. — Чебоксары, 1996. С. 90-112.
  8. Орков Г.Н. О народном костюме чувашей Башкортостана // Чувашское искусство: Сб. научн. тр. / ЧГИГН. Вып. III. — Чебоксары, 1997. С. 148—168.
  9. Орков Г.Н. О традиционном костюме чувашей Самарской Луки // Чувашское искусство: Сб. научн. тр. / ЧГИГН. Вып. III. — Чебоксары, 1997. С. 169—200.
  10. Орков Г.Н. Изобразительные материалы по чувашскому народному костюму (Графика и живопись XVIII–начала XX вв.) // Материалы по этнографии и антропологии чувашей. Сб. статей. Чебоксары, 1997. С. 88 – 117.
  11. Николаев В. В., Иванов-Орков Г. Н., Иванов В. П. Чувашский костюм: от древности до современности / Научно-художественное издание. — Москва — Чебоксары — Оренбург, 2002.
  12. Чуваши. Этнографическое исследование. Ч. 1. Материальная культура. – Чебоксары: Чувашгосиздат, 1956. – С. 132–145, 252–348.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...