Идеи на тему «Вологодская губерния» (27) | народный костюм, костюм, русская мода

Куклы в народных костюмах №69. Летний костюм Вятской губернии. В России номер выходит 4 сентября 2014. Кукла в белой рубахе, костюме-парочке, повойнике и в светлом однотонном платке, заколотом под подбородком. Платок с бахромой. Парочка – бордового цвета с рисунком, кофта отделана жёлтым кантом.

Крестьянка в поневе. Девушка в сарафане. Рисунки Мейерберга. XVII в.

http://forum.vgd.ru/file.php?fid=171286&key=1599431622

Косоклинные сарафаны. Слева вверху – Вологодская губерния. 2-я половина XIX в., слева внизу Олонецкая губерния, справа – середина XIX. Архангельская губерния. Холомогорский уезд

Для шитья одежды на Русском Севере рано начали применять, кроме тканей своего производства, привозные, даже заграничные. С XVI – XVII вв. иностранные купцы имели свои «резиденции» в Архангельске, Вологде, Великом Устюге и через эти города шли товары, в том числе и ткани.

Во всех уездах губернии были широко распространены прямые по форме сарафаны. До XIX века сарафаны обычно шили из шерстяной однотонной домотканой материи, синего холста или покупной синей бязи. Любимой тканью для изготовления прямых женских сарафанов был синий холст с белым или желтым растительным узором. 
Покрой вологодского костюма с сарафаном-клиником, узким сверху и свободно расходящимся книзу, и рубахой с длинными рукавами придавал женской фигуре стройность и величавость.

http://forum.vgd.ru/file.php?fid=171287&key=1492077211

Праздничный женский костюм с рубахой-“долгорукавкой”. Начало XIX в. Северные губернии. Гулянье в праздничный день в севернорусской деревне. Начало XX в.

Косоклинные сарафаны носили и с шелковыми рубахами из тканей с цветочным орнаментом («с букетами»).

Покрой и расположение декора косоклинного сарафана начала ХIX столетия возникли под влиянием женской боярской одежды допетровских временСарафан (ферязи, телогреи, шубки). К середине века он становится прямым, сборчатым и шьется как из гладких, так и из узорчатых тканей. Хотя полотнища сборчатого сарафана по верхней линии кроились по прямой, в сшитом виде они изгибались под тяжестью ткани, образуя две дуги, расходящиеся от центра спины.

Однако сборки использовались не всегда: иногда это были мелкие, аккуратно заложенные складочки, простроченные несколько раз. Эта одежда отличалась благородной простотой линий и богатой игрой складок. Синие холщовые сарафаны Никольского и Великоустюжского уездов были очень широкими по линии низа, но ширина подола скрадывалась, так как ее излишек на спине с изнанки закладывался в мелкие складочки и закреплялся полосками тесьмы.

Часто сарафаны получали свое название от той ткани, из которой они были сшиты: кумачники, атласники, кашемирники, пестрядинники и абивалышки, а также дубилышки (от слова дубить, т.е. красить) и сандальники (от сандалового цвета). Среди наиболее часто встречавшихся тканей домашнего производства была пестрядь, которая изготовлялась из льняной пряжи с добавлением хлопчатобумажной.
Иногда сарафаны подвязывались поясами с карманами, вышитыми золотыми нитками и стеклянными бусами.

http://forum.vgd.ru/file.php?fid=171288&key=1246847350

Наряд женщин села Верхняя Тойма. Середина XIX в. Архангельская область (Вологодская губерния. Сольвычегодский уезд).

 http://forum.vgd.ru/file.php?fid=171284&key=152029730

Молодуха в будничной одежде. Вологодская губ., Сольвычегодский у., д. Усть Топса. 1911

http://forum.vgd.ru/file.php?fid=171300&key=584159631

Рубахи-«покосницы» конца XIX – начала XX вв. Вологодской, Новгородской, Олонецкой губерний

http://forum.vgd.ru/file.php?fid=171302&key=100641781

Повседневные и праздничные костюмы Вологодской губернии.

Внизу слева и справа – на пестрядинных сарафанах повязан тканый пояс-столбунец.

http://forum.vgd.ru/file.php?fid=171303&key=462644979

Девичья праздничная рубаха. Середина XIX в. Вологодская губерния

Бывали определенные случаи и обстоятельства, когда рубаху носили без сарафана.

Например, в некоторых местностях допускалось ношение девушками в качестве праздничного наряда рубашки с поясом.

http://www.booksite.ru/trade_vologda/picture/4_27.jpg

Рубаха девичья

4_12_1.jpg

Женские рубахи. Детали. Вторая половина XIX в. Северная Россия.

http://forum.vgd.ru/file.php?fid=171309&key=2081510759

Женский обрядово-ритуальный костюм для лова рыбы. Конец XIX в.

Ловить рыбу к столу было женским делом и отправляясь удить, женщины одевались в длинные белые рубахи с прямыми рукавами (рубахи-“рыболовки”).

4_35_1.jpg

Начало XX века. Вологодская губерния

Кофта-рукава. Шерсть, лен, бархат, сатин, тесьма, ремизное ткачество

Сарафан-дольник. Шерсть, крашенина, машинное кружево, тесьма, ткачество
Передник. Гарус, сатин, ситец, тесьма

Головной убор – сборник. Холст, картон (основа), кумач, ситец, шитье золотными нитями

Платок. Ситец, фабрика Баранова

В комплекте данного женского костюма проявлялась взаимосвязь различных групп населения. Бытование в этих местах сарафана-дольника – отголоски одежды служилых людей, выходцев из западных регионов России – однодворцев. Полихромный узор дольника состоял из продольных полос различной ширины. Рисунок получался за счет применения широких берд на ткацком стане. Распашная кофта до талии – рукава – изготовлена из полушерстяной ткани ремизного ткачества. Узор имел ярко выраженную рельефную структуру и состоял из мелких клеток. Отделка черным бархатом, сложный крой кофты с втачными рукавами – свидетельста проникновения в деревенский быт элементов городской моды. Передник шили преимущественно из покупной ткани и завязывали высоко под грудью

http://www.booksite.ru/trade_vologda/picture/4_28.jpg

Сарафан

http://www.booksite.ru/trade_vologda/picture/4_29.jpg

ЛЮБОПЫТНО

Известно, что румяна и белила входили в список подарков жениха. Невеста и ее подруги белились свинцовыми белилами и румянились сандаловой настойкой до бани, а в бане поддавали пару, чтобы белила и румяна «впарились» в кожу. В связи с этим в Вологодской губернии на девичнике исполнялась песня: «Погляди, родима матушка, каково я нарядилася, каково набелилася, каково нарумянилась».

Передник, шугай и другие

http://forum.vgd.ru/file.php?fid=171292&key=486757718 http://www.booksite.ru/fulltext/mas/tera/rus/232.jpg

Передник. XIX в. Великоустюжский уезд.

Передник («нагрудник») – еще один важный элемент женской одежды, который отличается от обычного фартука длиной и тем, что его повязывают не на талии, а над грудью, о чем свидетельствует само название «нагрудник». В узорах вологодских передников и рубах нашли отражение дохристианские  древние мотивы орнамента. Особенно многообразны по орнаменту и технике исполнения передники с северо-востока губернии. От вышивки с архаичными длинношеими конями и человеческими фигурами с головами ромбической формы веет глубокой стариной.

4_11_1.jpg

Костюм молодой женщины осенний праздничный. Вторая половина XIX в. Вологодская губ., Кадниковский у., Зубковская в.

Но не только вышивкой славна вологодская земля, она была и остается центром северного ручного ткачества. Для него характерно тяготение к мелкой разработке ткацких узоров, объединенных в более крупные формы – прямоугольники, квадраты, полоски. Декор тканых передников, украшенных по всему периметру орнаментом, представляет единую замкнутую композицию. 

Плечевую одежду – шугай – шили с удлиненными рукавами и отложным или стоячим воротником.

Этот вид одежды имеет еще несколько названий: «епанечка», «трубалетка», «сорокотрубка». Спинка у большинства шугаев отрезная, с плотными валиками, расположенными вертикально и образованными благодаря вставленной внутрь кудели, которую скрывала подкладка, или с глубокими заглаженными складками. Помимо этого в Вологодской губернии носили душегреи – вид одежды в виде пелерины на бретелях, которую надевали на сарафан так, что передние полы покрывали всю грудь. Спинка душегреи оформлялась аналогично шугаю. Иногда складки закладывали по всему периметру. 

http://forum.vgd.ru/file.php?fid=171290&key=1524442149

Одежда с душегреей. Конец XVIII – начало XIX в. Северные губернии

Во многих местах на Русском Севере сарафан и рубаха дополнялись нагрудной распашной короткой одеждой – епанечкой (душегеей), также сшитой их шелка, бархата или парчи и густо украшенной. Покрой ее несколько отличался в разных районах.

http://forum.vgd.ru/file.php?fid=171291&key=103736151

Одежда с теплой душегеей. Начало XIX в.Северные губернии

Носили на вологодской земле и понитку (пониток) из полушерстяной домотканой материи, украшенную тесьмой и браным ткачеством. 
Шубки из светлого шелка на беличьем меху появлялись у женщин из семей зажиточных крестьян. Их шили длинными, неширокими по низу, с длинными рукавами и складками по спинке.

http://www.booksite.ru/trade_vologda/picture/4_30.jpg

«Косяк» и коруна напрокат

Головные уборы в Вологодской губернии так же, как и везде, делились на девичьи и женские.

http://forum.vgd.ru/file.php?fid=171310&key=397706109

Головные уборы просватанных девушек Вологодской губернии середина-конец XIX в.

Головные уборы просватанных девушек (сговорёнок).
Например, в Вологодской губернии они добавляли к своей повязке «натемник» –
кружок или овал из ткани, или «честной колпак» – особого вида шапочку из ситца
и красного бархата, расшитого золотыми нитями, прикрывающие волосы на
макушке. С конца XIX в.
колпаки стали вязать.

4_54_1.jpg

Повязка с натемником. XIX в. Вологодская губ. Ситец (основа), шелк, кумач, позумент, золотое шитье с бисером. Дл. 180, шир. 14. Венец.

Середина XIX в. Олонецкая губ. Картон (основa), шелк, жемчуг, перламутр, бисер, шитье, цв. стекла, металлическая канитель и листочки „пелепёлы». Дл.47, шир. 10

http://www.booksite.ru/trade_vologda/picture/4_63.jpg

Косники. XIX в. Европейская Россия. Косник – украшение, закреплявшееся на конце девичьей косы

Девичьи праздничные изготавливались из прямоугольной полосы шелка, которую закрепляли на твердой основе из бересты или нескольких слоев бумаги, соединенных хлебным клеем, с лентой на затылке, которая называлась «повязка». Просватанные девушки к повязке прикрепляли кружок – «темник». В Сольвычегодском и Вельском уездах невесты под повязку надевали вязаный колпак (длиной до 40 см), в который прятали косу.

http://forum.vgd.ru/file.php?fid=171317&key=296833903

Молодая женщина в кокошнике-сборнике и девушки в повязках. Начало XX в. Архангельская губ., с. Ненокса. Вверху справа – кокошник-сборник конец XIX в. (Архангельская губ., Архангельский у.), внизу справа – кокошник-сборник XVIII в. (Вологодская губ.)

Разновидностей праздничного убора женщин Русского Севера было несколько.
Очень любимы были сборники – головные уборы, верхняя часть которых собрана была в «боры» (складки), образующие род гребня. Часто их относят к кокошникам. Шились они из дорогих тканей, чаще всего из парчи, и украшались излюбленной на севере золотной вышивкой, жемчугом, бисером, стеклярусом.
Размер «гребня» сборника был различен.

http://forum.vgd.ru/file.php?fid=171318&key=1916841948

Сборники Вологодская губ., конец XVIII – середина XIX в.

Гораздо большее распространение имели сборники другого вида, с менее выступающим «гребнем», который наблюдатели иногда сравнивали с пузырем:
Этот широко встречающийся особенно в Вологодской губернии женский головной убор известен был не только под наименованием сборник, но и «моршень», «моршенёк», «борушка», «почепешник», «шамшура» и т.п.

http://forum.vgd.ru/file.php?fid=171319&key=2140113773

Борушки. Вологодская губерния, Тотемский уезд, начало XX в.

Пожалуй наименее заметен «гребень» был у борушки.

http://forum.vgd.ru/file.php?fid=171320&key=911836713

Кокошники-сборники Вологодской губернии XIX в. Справа – крестьянка в богатом наряде. Русский Север.

Принадлежностью сборника часто были пришитые сзади ленты, доходившие длиной иногда до колен.

http://forum.vgd.ru/file.php?fid=171321&key=68821133

Кокошники-сборники Вологодской губернии XIX в.

Сохранившиеся праздничные сборники украшены золотным шитьем по всей поверхности. Стоили они дорого, поэтому их бережно передавали по наследству и продолжали носить с костюмами-«парочками» (кофта и юбка), которые пришли на смену сарафанам.

http://forum.vgd.ru/file.php?fid=171322&key=2099287176

Золотное шитье сборника.

http://www.booksite.ru/trade_vologda/picture/4_59.jpg

  • Информация

Группа для всех, кто интересуется традиционной народной одеждой, занимается сбором, реставрацией, реконструкцией, кто хочет грамотоно пошить себе народный костюм

Друзья! Нас уже много собралось в этой группе, давайте знакомиться!
Ниже размещаю опрос, пожалуйста, поучаствуйте!!! Отвечаем на вопрос- зачем я здесь?

9

Нравится Показать список оценившихПоказать список поделившихся

1.2K

Наталья Комарова
Альбом
Нарядная жизнь. Выставка. Ярославский музей заповедник. 2017
Традиционные женские головные уборы.

Фотографировать было тяжело. Свет, стекла и зеркала. Поэтому не всегда лучший ракурс.
Сначала идут этикетки, а потом то, что на них.

4

Нравится Показать список оценившихПоказать список поделившихся

131

ВОЛОГОДСКОМУ НАРОДНОМУ КОСТЮМА ПОСВЯЩЕНА ОЧЕРЕДНАЯ СЕРИЯ ОНЛАЙН ПРОЕКТА «МУЗЕЙ ВАМ В ПОМОЩЬ»

Появление нового образовательного проекта Вологодского музея-заповедника стало ответом на вызов времени: необходимость совершенствования онлайн-работы в музеях подсказала пандемия коронавируса. Проект «Музей вам в помощь» реализуется на грантовые средства: он стал победителем конкурса «Общее дело» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Автор проекта – директор музея-заповедника Юлия Евсеева.

Показать полностью…

Прямые эфиры в рамках проекта велись с середины февраля в группе и на ютуб-канале Вологодского музея-заповедника, а сейчас все серии проекта доступны для просмотра онлайн. «Что такое икона», «Старинная книга», «Вологодская кунсткамера», «Город. Человек. Война», «Кружевная сказка» – эти и другие видеоэкскурсии рассказывают о главных культурных ценностях Вологодчины и о важных вехах ее истории.

Темой последнего прямого эфира проекта, прошедшего 30 марта, стал вологодский народный костюм. О нем рассказывает хранитель коллекции ткани Надежда Кутекина. Традиционный костюм – удивительное по красоте явление, симбиоз эстетичности и практичности. Отношение к одежде в крестьянской среде в старину было совершенно иным, нежели сейчас: любой предмет гардероба создавался вручную – с момента выращивания льня до готовой рубахи или сарафана, вещи часто заготовляли на будущее, берегли и носили долго.

У зрителей проекта есть возможность подробно рассмотреть предметы одежды, входящие в состав традиционного костюма, узнать о том, как изготовлялись разные виды тканей, что такое закладное, выборное и бранное ткачество, чем ремизное переплетение нитей отличается от полотняного, как окрашивали льняные ткани. Можно увидеть и образцы урожая льна 1950 года, и холст-манерник – прообраз каталога, в котором представлены варианты набивного рисунка.

«В хранилище тканей и текстиля более 20 тысяч единиц хранения, – напоминает Надежда Кутекина. – И я, как хранитель коллекции тканей, с уверенностью могу сказать, что нет ни двух одинаковых костюмов, ни двух одинаковых орнаментов». Такую неповторимость предметов гардероба наверняка оценят современные модницы.

Работа над проектом «Музей вам в помощь» продолжится: появятся новые видеофильмы музея «Семёнково» и новые серии образовательного проекта для дошкольников «Мишуткины рассказы».
Вологодский народный костюм (онлайн-экскурсия проекта Вологодского музея-заповедника «Музей вам в помощь»)

http://cultinfo.ru/

4

Нравится Показать список оценившихПоказать список поделившихся

121

10

Нравится Показать список оценившихПоказать список поделившихся

283

#Стариннаясвадьба1941

Мастерская по народному костюму в рамках реализации проекта «Историческая ретроспектива «Старинная свадьба в 1941 году» состоит из практических и теоретических занятий. На мартовских занятиях (всего их прошло 5) участники мастерской изучали этнографические образцы народного костюма Уфтюгско-Кокшенского пограничья: свадебный костюм конца XIX-XX века, праздничные и будничные сарафаны, женские и мужские рубахи, передники.

Показать полностью… Музейные коллекции, архивные фотографии и документы стали замечательными материалами для знакомства участников проекта с историей и локальными особенностями традиционного народного костюма. На практических занятиях подобрали образцы ткачества, соответствующие комплексу костюма ткани, освоили традиционные ручные швы и способы декорирования. Мастер народных художественных промыслов Вологодской области Клыженко Г. Н. рассказала об образцах ткачества, которые передаются в их семье из поколения в поколение, познакомила со своими новыми работами по браному ткачеству, изготовленными ею на старинном ткацком станке. Желающие сами попробовали набирать браные узоры.
В итоге 77 жителей исторически единой этнокультурной территории, проживающие в населённых пунктах Нюксенского (Уфтюга) и Тарногского (Маркуша) районов Вологодской области посетили занятия и спланировали будущую творческую работу по народному костюму.

#Фондпрезидентскихгрантов#АНОСПИКНДРЕВО

#ПравительствоВологодскойобласти# АдминистрацияНюксенскогорайона

#Маркушевскоепоселение #МБУКиТРайонныйэтнокультурныйцентрПожарище

#ПОЖАРИЩЕ #Уфтюжаночка

3

Нравится Показать список оценившихПоказать список поделившихся

131

Нравится Показать список оценившихПоказать список поделившихся

154

ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРЕДМЕТА: ПУГОВИЦА

В наше время пуговица – это лишь одна из разновидностей застежек для одежды. Шагнем немного назад, XIX век, Толковый словарь В.Даля: «пуговица — кружок или шарик, шляпка с ушком, пришиваемая к одежде для застежки на петлю». И снова только утилитарная функция – застегивание одежды. Попробуем начать с истоков.

Показать полностью…

Первая пуговица с двумя дырочками для пришивания появились примерно в III тысячелетии до нашей эры в долине Инда. Примерно эту же датировку имеют китайские пуговицы. Древнегреческое военное сословие использовало металлические пуговицы «на ножке» для застегивания ремней на одежде под доспех примерно в IV веке до н.э. В наших краях на рубеже эр расплющенные бронзовые бляшки с пробитыми отверстиями для пришивания, использовались, как элемент украшения костюма. Грубая и массивная одежда из шкур и кожи требовала прочные и функциональные застежки, такие как булавки и фибулы, поэтому пуговицы отражали статус и несли обережный характер. С появлением легких тканных материалов функцию «скрепления» могли выполнять и пуговицы, хотя свою обережную функцию они не утратили.

Пуговицы изготовлялись из ракушек, камня, кости, бронзы, золота, серебра, медных и оловянистых сплавов, дерева, кожи, перламутра, жемчуга, поделочных и драгоценных камней, хрусталя, стекла. В археологических находках преобладают бронзовые и медные пуговицы, но исследователи полагают, что металл просто лучше сохранился, а в повседневной жизни, наверняка, чаще встречались сделанные из простых подручных материалов – кости и дерева. Датировку затрудняет то, что пуговицы бережно хранились, перешивались с одной одежды на другую, передавались по наследству.

Кроме своей основной обязанности (застёгивать одежду) пуговки служили оберегами. Они защищали наиболее открытые, а значит уязвимые для зловредных сил, участки тела. По археологическим данным в погребениях пуговки располагались слева шеи даже при наличии разных вариантов воротников. Большинство пуговиц содержит орнамент, который, сам по себе, имеет довольно простую расшифровку, основанную на древнем мировоззрение всего человечества. На археологических раскопках в Новгороде была найдена рубаха молодого купца, на воротнике которой была помещена крупная плетеная пуговица красного цвета, которая ничего не застегивала и вряд ли служила украшением. С учетом того, что красный цвет у славян наделялся свойством отпугивать нечистую силу (и потому был очень популярен), можно утверждать, что красная пуговица служила оберегом.

До сих пор существует примета, которая направлена защитить от бед: если дорогу перешла черная кошка, то это место надо проходить с закрытыми глазами держась за пуговицу, тем самым «аннулируя» действия злых сил.

В 15 – 17 веках пуговицы были своеобразной «визитной карточкой» владельца и говорили окружающим не только о его богатстве и о веяниях моды. Количество, форма пуговиц, имевшиеся на них узоры и знаки, камни и жемчуг могли поведать о положении, заслугах, родовитости, близости к власти их владельца. Они пришивались от локтя до манжета, от шеи до нижней каймы одежды.

Нередко пуговицы использовались в качестве украшений, предметов роскоши. Во множестве они нашивались на головные уборы, подолы передников, оплечья, обшивку женских рубах, входили в состав ожерелий, бус, браслетов, использовались как подвески к серьгам.

С проведением реформы костюма (фрак, сюртук, жакет) старинные пуговицы стали скромнее, сменились на более строгие и сдержанные, стали выполнять роль опознавательного знака. По таким пуговицам можно определить принадлежность обладателя пуговицы к структуре во власти, политике или искусстве. Интересен тот факт, что некоторая символика дошла и до наших дней: дубовые ветки (лесничий), якорь (флот) и т.д. В материалах также крылась своя символика. Благородные металлы принадлежали офицерам. Оловянные, бронзовые, медные и из латуни – рядовым солдатам. Отличались пуговицы по данному признаку и в учебных заведениях. И каждая разновидность пуговиц имела в своем облике отличие по эмблеме, надписям и прочим атрибутам.

Пуговки, наряду со многими другими вестниками прошлых времен, приоткрывают удивительный и многогранный мир предков.

P.S.: Коллаж составлен из фотографий, позаимствованных с просторов интернета.

Использованная литература:
1) Н.Г. Недошивина. Археология Рязанской земли//Курганный могильник у дер.Маклаково. М., 1974 с.213 – 215.
2) М.В. Седова. Ювелирне изделия древнего Новгорода. М. 1981. С.155.
3) Б.А. Рыбаков. Язычество Древней Руси. М. 2013. С.550, илл.88, с.594, илл.98.
4) Л. Нидерле. Славянские древности. М., 2000. С.517.
5) С. Нелюбов. Древности и старина//Философия славянских пуговиц. 2(11) 2007. С.20 – 27.

Источник: Кто ищет,тот всегда найдет! Кладоискательство.

2

Нравится Показать список оценившихПоказать список поделившихся

90

Вологодский исто́рико-архитекту́рный и худо́жественный музе́й-запове́дник. Фото Бориса Левицкого 2018

8

Нравится Показать список оценившихПоказать список поделившихся

102

6

Нравится Показать список оценившихПоказать список поделившихся

278

2

Нравится Показать список оценившихПоказать список поделившихся

100

Сольвычегодский уезд

Крестьянка в богатом наряде. Историческая Одежда, Старые Фотографии, Винтажные Фото, Русская Культура, Старая Фотография, Женщина

Смирнов Б.Л. Учителя России

Крестьянка в богатом наряде.

Костюмы из собрания Русского музея Историческая Одежда, Русское Народное Искусство, Этническое Платье, Русская Мода, Народный Костюм, Этническая Мода, Шапочка, Костюмы, Костюмы

Во всех ты, душенька, нарядах хороша

Пыляев писал, что «Екатерина ввела при дворе изящную простоту русского платья». Все должны были являться ко двору в платьях с элементами русского национального костюма. При Павле Петровиче эта традиция не соблюдалась. Александру Павловичу было всё равно кто во что одет. Все одевались по французской…

Крестьянская девушка Сольвычегодского уезда,Вологодской губ. 1870 г.фото Т.Л.Митрейтера Монголия, Россия, Народный, Европа, Костюмы, Стиль

Российский Сервис Онлайн-Дневников

Крестьянская девушка Сольвычегодского уезда,Вологодской губ. 1870 г.фото Т.Л.Митрейтера

Костюм молодой женщины. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд (середина XIX в.)-выставка "Красота вне времени" коллекция Н.Л.Шабельской Россия, Викторианский, Альбом, Костюмы, Платья, Одежда, Мода

Уникальная коллекция «Музея старины» Натальи Шабельской экспонируется на территории России впервые за сто лет

В Сургуте гостит выставка подлинных русских народных костюмов

Крестьянские женщина и девушка Сольвычегодского уезда,Влогодской губ. Народный, Костюмы, Азия, Европа, Painting

Вологодская губерния

Крестьянские женщина и девушка Сольвычегодского уезда,Влогодской губ.

Костюм молодой женщины Вологодская губ. Сольвычегодский уезд, середина 19 в.-РЭМ Русская Мода, Книжные Проекты, Народный, Платье С Высоким Горлом, Костюмы, Азия, Кружево, Высокая Мода

Костюм молодой женщины Вологодская губ. Сольвычегодский уезд, середина 19 в.-РЭМ

Сарафанный комплекс. Архангельская обл., Котласский р-он (Вологодская губ., Сольвычеугодский у.). 19 в. Народный Костюм, Костюмы, Русская Культура, Русская Мода, Искусство, Ткани

Сарафан. Русские. Архангельская область, Котласский р-он (Вологодская губ., Сольвычеугодский у.). XIX в.

Сарафанный комплекс. Архангельская обл., Котласский р-он (Вологодская губ., Сольвычеугодский у.). 19 в.

Летний костюм Вятской губернии

Куклы в народных костюмах №69. Летний костюм Вятской губернии.

В России номер выходит 4 сентября 2014.

Вя́тская губе́рния — губерния в Российской империи, Российской республике и Советском Союзе с центром в городе Вятке (современном Кирове).

Кукла в белой рубахе, костюме-парочке, повойнике и в светлом однотонном платке, заколотом под подбородком. Платок с бахромой. Парочка – бордового цвета с рисунком, кофта отделана жёлтым кантом. (Возможно, это сарафан + короткая кофта, или юбка и кофта).

Куклы в народных костюмах №69. Летний костюм Вятской губернии. Фото куклы.

Кукла со спинки. Куклы в народных костюмах №69. Летний костюм Вятской губернии.

Чехлушка (под платком куклы) – вязаный головной убор, закрывающий волосы. Ситцевый платок с бахромой. Подгрудный сарафан на широких лямках. Рубаха из белого холста. Рукава украшены кружевами.

Орнамент вышивки различался в разных уездах Вятской губернии. В некоторых регионах делали только геометрические и растительные узоры, в других создавали жанровые сцены, изображавшие деревенскую жизнь и ярмарочные гулянья Часто вышивали буквы старославянского алфавита. Традиционными цветами вятской вышивки были красный, белый и черный.

В центральной Вятке на головы надевали так называемые моршни — разновидность невысокого кокошника с большим количеством складок у лица. Они были как на твердой основе (их по очелью украшали рельефной золотной вышивкой в виде цветов и птиц), так и полумягкие. Очелье последних изготавливали из цельных полос золотого и серебряного позумента, а теменную часть — из яркого шелка с вышивкой в виде деревьев, животных и птиц. Нижний край очелья обшивали красной бейкой и украшали тремя лопастями.

Во второй половине XIX века на смену моршням пришли чехлушки — полусферические шапочки из холста, шелка, атласа или бархата. Декорировали их вставками из разноцветных лоскутков, вышивкой и узорами из бисера. Более поздние варианты чехлушек шили из марли или вязали крючком, а сверху накидывали платки. Из всех старинных головных уборов они просуществовали дольше всего, в конце XIX века их носили в комплекте с парочками.

Среди распространенных узорных мотивов — пышные цветочные букеты, вьюны и виноградные листья — символы изобилия и благополучия. Птицы (лебеди, голуби, петухи и утки) — знак мира, света и свободы, лоси — хозяева лесов, кони — покровители полей.

По уточнению от Надежды, если платок так повязывают летом – то скорее всего старообрядческий костюм. Тем более что старообрядцев в Вятской губернии было много.

О серии – куклы в народных костюмах.

Основным занятием жителей Вятской губернии было земледелие (главные сельскохозяйственные культуры: рожь, овёс, ячмень, лён, конопля). Развиты промыслы: скорняжный, кожевенный, изготовление одежды и обуви, глиняных изделий (деревня Дымково Вятского уезда), плетение кружев (село Кукарка Яранского уезда).Девичий праздничный костюм вятской губернии, вятского уезда. Начало хх века

Девичий костюм Вятского уезда состоит из рубахи, сарафана, передника, вязаного пояса, нижних юбок. Основу костюма составляет длинная рубаха. Вятская рубаха составная, прямого покроя. Её верх – воротуха – из тонкой отбеленной льняной ткани. Рубаха с сарафаном могла дополняться нарядным передником-фартуком, который завязывали на талии.

Под сарафан было принято надевать по нескольку юбок. Юбки шили из домотканого гладкоокрашенного полотна или яркой многоцветной пестряди, или из шерсти домашней работы. Юбки шили из нескольких прямых полотнищ, собранных под обшивку: спереди – в небольшие защипы, с боков и сзади – в густые сборки. Подолы юбок, видневшиеся из-под сарафанов, завершали праздничный наряд.

Далее – сербский костюм.

1.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ

КОСТЮМ

Омелюхина И.В.

Купите русский народный костюм по выгодной цене

В каталоге магазина – русские сарафаны, кокошники и мужские косоворотки.

  • Официальный интернет-магазин русский народный костюм для танцев в городе в г.Киров.
  • Производство г.Москва.
  • Продажа сарафанов, кокошников и косовороток с примеркой.
  • Бесплатная консультация, помощь с покупкой. Звоните 8-800-100-1258
  • Сертификат на каждую модель.
  • Гарантия качества 3 года.
  • Магазины Москва и Санкт-Петербург.
  • Доставка в Киров и Кировская область через СДЕК за 3-5 дней.
  • Оплата наличными при получении или картой на сайте.
  • Скидки до 15% постоянным покупателям на всю продукцию интернет-магазина.

11.

Сарафан глухой

15.

Косоклинный сарафан

30.

Сарафан на лифе, полуплатье

Поршни из кожи, лапти из лыка

http://www.booksite.ru/trade_vologda/picture/4_74.jpg

В некоторых уездах бытовали сапоги, плетенные из бересты и лыка, с высоким голенищем. Носили также коты, сапоги и другие виды кожаной обуви. В зимнее время, в лютые северные морозы надевали валяную обувь – известные всем валенки.

http://www.booksite.ru/trade_vologda/picture/4_78.jpg

Коты

Несмотря на общность многих деталей русского народного костюма, костюм Вологодской губернии имеет своеобразные отличительные черты: здесь каждый уезд создавал свой, только ему свойственный образ. Характерные отличия русской народной одежды: ее целесообразность, соразмерность пропорций, органическая связь декора с покроем, соответствие свойств ткани и созданной формы являются ценнейшим материалом и источником вдохновения для современных художников.

Еще одна  познавательная статья, полная письменных источников.

С.Б. ПРОСУЖИХ
(г. Вологда)

ОДЕЖДА НАСЕЛЕНИЯ ВЕЛИКОУСТЮЖСКОГО КРАЯ В XVII ВЕКЕ
http://www.booksite.ru/fulltext/byi/sty/nau/sty/uze/7.htm

***************************************************************************************

источники –  Л. Агапова. . Костюм вологодской губернии
 ЯТБ
, Вологодская область  ,  Традиционный народный костюм

31.

Сарафан круглый

32.

Женский свадебный костюм

Вятская губерния

38.

Девичий

праздничный костюм

Начало XX в. Вятская

губерния, Вятский

уезд.

Русский Север.

Приуралье. Среднее

Поволжье

64.

Спасибо за внимание!

EnglishРусскийПравила
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...