Изобразительные средства актёрского перевоплощения. Костюм, грим, маска | Ораторское мастерство | Яндекс Дзен

Изобразительные средства актёрского перевоплощения. Костюм, грим, маска
«Тело — лишь одежда, а лицо — маска» Стэлиос Грант Павлоу (британский писатель и киносценарист).
Театр –  самое сильное средство воздействия на человека — синтез всех искусств (живописи, музыки, литературы, хореографии, вокала и т.д.).
Театр – это костюмы, маски, грим и драматические действия,  посредством которых, актёры

Театральные костюмы от древности до современности

Одеяния актеров претерпевали видоизменения с момента появления театра, как такового, и вплоть до сегодняшнего дня:

  • Сценические образы пытались создавать еще в глубокой древности, экспериментируя с подручными материалами. Еще в Древнем Китае и Японии можно было наблюдать лицедеев в специфических одеждах, особенно на праздничных или обрядовых представлениях. В Индии в давние времена уличные танцовщицы для привлечения внимания также облачались в необычные яркие сари. А с появлением искусства росписи натуральными красителями сари стали не однотонными, а узорчатыми.
  • Именно «театральным» можно назвать костюм, появившийся в Античной Греции. Использовались гротескные маски, грим, а особый цвет одеяния персонажей указывал на статус или профессию героя представления.
  • Затем европейский театр стал развиваться в эпоху феодализма, когда представления, т.н. «мистерии» давали бродячие артисты – гистрионы. Облик персонажей отличался нарядностью и богатыми элементами украшательства.
  • Для эпохи Возрождения с ее комедиями дель-арте характерна гротескность. С помощью предметов одежды, причесок и париков, головных уборов обуви, масок и грима создавались остроумные образы, подчеркивались присущие черты для конкретных персонажей, которые высмеивались или восхищали зрителя (вычурные перья на шляпах, цветастые панталоны).
  • В последующие века в каждом европейском и восточном государстве были те или иные театры, музыкальные салоны, оперы, балет, и т.д. Костюмы становились все разнообразнее, зачастую передавая дух исторической эпохи, современных одежд, освобождаясь от излишней стилизации. Поэтому на сцене можно было увидеть как привычные для зрителя образы, так и воссоздаваемые исторические костюмы, натуралистические облики и фантазийный грим.

Особого внимания заслуживает русский театральный костюм. Первыми его создателями считаются скоморохи. Яркие рубахи, кафтаны с кушаками, лапти, колпаки с бубенцами, заплаты на шароварах, – все эти элементы костюма напоминали крестьянские одежды, но в гипертрофировано сатирическом виде. Существовал церковный театр, где исполнителей ролей облачали в белую одежду, подобно ангелам. В школьных театрах же персонажи имели собственные эмблемы. А при царе Алексее Михайловиче действовал профессиональный театр. Поэтому элементы костюма государя имели знаки царского достоинства, применялась вышивка на заказ, вручную пришивались дорогие каменья и изысканные украшательства.

История театрального костюма

15.05.2013 Часть 43. А.Н. Бенуа. Театральная деятельность: вехи творчества, новаторство, концептуальный подход к решению сценического костюма

Вдохновитель и идеолог «Мира искусства» Александр Николаевич Бенуа был живописец и график-станковист, иллюстратор и оформитель книг, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто. Он также известен как выдающийся историк русского и западноевропейского искусства, теоретик и яркий публицист, проницательный критик, несравненный знаток театра, музыки и хореографии, крупный музейный деятель. Среди современников он прослыл эстетом – живым воплощением духа артистизма…

  • Подробнее

Театральный костюм

Театральный костюм – это не просто часть театрального грима: костюм в театре – больше, чем костюм.

Театральный костюм обязательно должен соответствовать роли актёра.

Так вот, есть такая даже профессия – художник по костюму.

Создание костюмов – немалая доля театрального бюджета, очень затратная часть. Художник – дизайнер воплощает свой замысел для конкретной постановки предварительно на бумаге, и только после одобрения режиссёра (его корректировок) данное творчество художника переносится на ткань (при этом осуществляется подбор фактуры ткани и даже ручная роспись). И здесь немаловажно  «чтобы костюмчик сидел», что невозможно без участия  — костюмера.

Высокое искусство или тяжкая ноша?

В XVI веке появилось бесчисленное множество сортов шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных и льняных тканей. Мануфактуры начинают вырабатывать узорчатый шелк, бархат. Особое место занимает парча с золотым или серебряным фоном, с тонким шелковым или бархатным узором (один метр весил 3 кг).

Шелка раннего периода можно узнать по модному тогда рисунку – изображению отдельных животных, птиц, цветов, плодов. Позже, на протяжении 16-17 века, особую популярность приобретает гранатовый узор – стилизованный растительный орнамент, в основе которого лежит изображение цветка граната.

7c043bf561d96fdf4631bbff3576984a.jpg

Техника художественной отделки ткани не ограничивалась набивным рисунком или тканым узором. В украшении бархата и шелка широко применялась вышивка в виде золотых листиков, колец, кружков с рельефным изображением львов, птиц, а также вышивка жемчугом и драгоценными камнями. Выглядел такой костюм на сцене роскошно и весьма эффектно, но носить его было по силам не каждому, ведь масса подобного модного шедевра порой доходила до 40 кг.

07407661f3444e93fb677904eb08069d.jpg

. , .

, , . , , , , .

. , , , , — , , , — , , , , . — , , , . , ( ) .

. , . , , . , , . , . , , .

-, , , , , , , , ? – , , , , , ? , , . , , , , . , , . – , – , – – («»), , , … ? ? . : , , , , — ?

, , . ? «» . , , , , . , , , , « …», .

… , , , , — «», «- ». . -, , … , , , , , , -, … , . , , « », . ? , , , — : — , , , , .

, . . , — , , . , , , . — , , . , .

: « () , ». , , , — . ( ?) . , , , , . , , .

. , , , , . . , , , , , . – . , , , , . , . , . , , , , ( , ) – , — . , — , . . , , . , , , .

. . . . , , . , , , , . . . . , , — .

. . , , , . .

, , . , : , , , . — , «» . , .

, — . , , , , . , , . , , , — . , — , .

, . , , . , . , , , -. . , , . , – . , . , . : , , ? , , , ? , , , , . . .

, , . — , . , , .
, . , , , , , . — , , . – . .

, , — , , . , , , , , . — , — , , . , -. , , — , , . .

— , , ,— . . . , , . . “”, , . , , ? , ,- , , . , , .

, , , , .

… , .

. .

()

. , …

. . . . !… ….

:

 

© Ruscircus.ru, 2004-2013. , www.ruscircus.ru .     

02.04.2013 Часть 41. Художники-декораторы Большого театра. Исторический экскурс

Анна Пахомова: «Большой театр занимает особое место в художественной культуре нашей страны. Вот уже 236 лет в нем ведутся художественные поиски и в оперном искусстве, и в балете, а также декорационном искусстве. Достижения мастеров, работавших в этом знаменитом театре, являют собой бесценный вклад, отражающий сложные исторические процессы формирования и развития не только русского, но и мирового музыкального театра…»

  • Подробнее

Театральный грим

Гримировка, грим – это искусство изменяться (умение соответствовать исполняемой роли) посредством нанесения особо приготовленных красок, волосяных наклеек, использования парика.

Грим –  один из способов художественной выразительности при создании образа, необходим вследствие технических причин (искусственного освещения, удалённости от зрителя).

В штате театра обязательно присутствует гримёр – человек, помогающий создать нужный образ.

Основная задача гримёра – наложить правильный грим (обязательно опираясь на знания мускулатуры человеческого лица), и здесь важно, чтобы грим соответствовал как  замыслу режиссёра, так и стилю спектакля.

Профессиональный гримёр запросто может изменить форму лица, моментально состарить актёра или омолодить.

А вот крупнейший русский актёр В. Самойлов, играя «людей в возрасте», не рисовал на лице глубоких морщин и других признаков «одряхления». Старость, говорил он, не в морщинах, а в глазах. Он выражал старческое одряхление своей игрой, а не гримировальным карандашом.

Актёры средневековья раскрашивали свои лица соком растений и сажей.

Современный  грим – это  полупрозрачные силиконы, создающие максимальную схожесть и соответствующие художественной замыслу режиссёра.

К.С. Станиславский всегда уделял важную роль гриму.

В театре парик, борода, усы, бакенбарды, лепной нос – одни из самых выразительных частей грима.

Парик с дополнениями (борода, бакенбарды, усы) всегда даёт возможность подчеркнуть эпоху, в которую разворачивается действие спектакля, а также социальное положение и возраст героя.

Некоторые актёры всегда гримируются сами, но предварительно проводят большую работу – изучают собственное лицо и характер персонажа, образ которого им предстоит воплотить на сцене.

Перед нанесением грима лицо тщательно очищают, а затем наносится специальная кремовая основа, далее в ход идёт подводка, пудра, специальные карандаши для глаз. Снимается грим также специальными средствами.

Важно!

  • Грим должен быть приспособлен к мимике актёра, а мимика к заданному гриму.
  • Грим должен быть собран со всем внешним оформлением, которое задумал режиссёр (свет, декорации, костюм).

Обучить гриму – задача не из лёгких – он постигается долгим опытом.

Виды

Принято выделять три основных вида костюма:

  1. Персонажный. Такой тип представляет собой изобразительно-пластическую композицию, являющуюся непосредственной частью цельного образа исполнителя роли. В костюме фигура зачастую полностью скрывается. Сам актер приводит его в движение и озвучивает. Так, для Пекинской оперы были характерны образы священного храма или дракона.
  2. Игровой. Это средство преображения облика артиста и важный элемент его игры. Преображение персонажей в обрядовых и фольклорных действах по характеру зачастую имело основой использование гротеска и пародии, к примеру, когда юноши рядились в девиц.
  3. Как одежда действующего лица. Является основным в современных спектаклях, зачастую в точности напоминая традиционную одежду конкретной эпохи действия в постановке. На основе такого костюма создаются два вышеперечисленных вида.

07.03.2013 Часть 40. Шекспир в творчестве советских театральных художников 1940-1971 годов

Анна Пахомова: «Продолжить разговор о значении произведений Шекспира в творчестве наших театральных художников мне бы хотелось не хронологией постановок, а более подробным экскурсом в такую личную, в какой-то мере интимную, область – дневники и записки художников, не суждения критиков и историков, а документальные подтверждения некоторых конкретных авторских замыслов…»

  • Подробнее

Театральные маски

Театральные маски – специальные накладки с вырезом для глаз (как правило, форма маски повторяет человеческое лицо) используются с давних времён с целью передачи характера ролей и душевного настроения.

Изготавливаются их из бумаги, папье-маше, гипса, дерева, металла и других материалов.

Порой для усиления голоса актёра снабжаются металлическими резонаторами.

Многие театры используют театральные маски, изготовленные профессионалами из Венеции, где уже несколько веков проходят театральные карнавалы и фестивали.

Только соблюдая полную гармонию между всеми вышеперечисленными средствами актёрского перевоплощения, можно рассчитывать на признание зрителей.

Друзья, и вы расскажите  нам, о известных вам средствах выразительности сценического действия. Делитесь с нами своими знаниями и впечатлениями в строке ниже.

От вдохновения к совершенству

В истории театра известны три основных типа театрального костюма: персонажный, игровой и одежда действующего лица. Сценический костюм продумывается для актера очень тщательно, ведь он должен помогать артисту доносить состояние персонажа до зрителя.

Как появляется костюм? Сначала художники разрабатывают силуэты, делая цветовые эскизы-наброски, часто фломастерами, гуашью или акварелью. Затем, эти эскизы раскладывают на полу, и начинают «играть» с ними, перекладывая рисунки так, как актеры в костюмах будут перемещаться по сцене во время спектакля. Обычно сразу становится видно, что получилось, а что нет.

65fbc1596a0687a6d34eeabc54083fcd.jpg

Следующий этап – рабочие эскизы, которые уже представляются на одобрение режиссеру и актерам. Рабочий эскиз должен показывать костюм не только спереди. На обороте изображена схема спины, сложные рукава, шлейфы и корсеты. Когда эскизы утверждены, наступает самый ответственный этап работы над костюмом – перевод эскиза на материал. Сначала подбираются ткани и фактуры, затем происходит окраска ткани, если в этом есть необходимость. Потом идут бесконечные примерки на актера. Где-то удлиняют, где-то укорачивают, отрезают, расширяют, сужают… На это уходит несколько недель.

5fd5b4f1d87b1bef07130340fb5aacab.jpg

На примерке актеры говорят, как они себя чувствуют в данном костюме, высказывают пожелания. Бывали случаи, когда актеру казалось, что он для роли одет просто или совсем плохо. Тогда служитель Мельпомены становился в позу, требуя заменить детали, отделку, цвет.

Художники-костюмеры говорят, что в результате бесконечных примерок главное – вовремя остановиться, иначе может быть утерян первоначальный замысел.

А еще в театральном сообществе существует примета: ни один актер не наденет костюм своего предшественника. Для каждого актера шьется новый, оригинальный вариант.

Особенности пошива

Пошив сценических нарядов – это достаточно сложный и творческий вид деятельности. Необходимо правильно подобрать материалы, фурнитуру, создавать вышивку и аппликацию при необходимости. Театральный костюм должен отвечать следующим требованиям:

  • Воплощать с точностью эпоху, учитывая исторические, этнографические, национальные особенности произведения и героев.
  • Соответствовать режиссерскому замыслу, чтобы выразить суть характера персонажа.
  • Придавать эффектность образу актера в глазах зрителя.
  • Хорошо сидеть по фигуре своего обладателя.
  • Удобство носки костюма (особенно важно для танцоров, участвующих в постановках).

Поскольку костюмер подбирает театральный костюм для конкретной роли и конкретного актера, необходимо пошить его по меркам. Для этого лучше обратиться к профессионалам. «Фабрика Пошива» – это швейное производство в Москве и Московской области, здесь можно заказать пошив костюма для спектакля, оперы и балета. Будут подобраны лучшие материалы и применены современные технологии шитья.

28.02.2013 Часть 39. Шекспир и художники советского театра 1918-1940 годов

В очередной статье наш постоянный колумнист Анна Пахомова предлагает рассмотреть несколько крупных работ театральных художников первой половины ХХ века, связанных с именем Шекспира, одного из величайших писателей-гуманистов эпохи Возрождения, которые были созданы советскими мастерами…

  • Подробнее

Это может быть интересно

Всем известная фраза: «Вся жизнь — театр, а люди в нем – актёры» принадлежит Уильяму  Шекспиру (английскому поэту и драматургу).

«Театр начинается с вешалки» — это слова основателя Московского Художественного театра  —  Константина Сергеевича Станиславского (настоящая фамилия Алексеев).

В 1933 году К.С. Станиславский направляет письмо цеху гардеробщиков МХАТа, с просьбой: «Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра, а вы первые встречаете приходящих…»то  есть, его письмо — это призыв быть ответственным, доброжелательными и вежливыми — любому, кто хоть сколько-то причастен к этому искусству — начиная с гардеробщиков. Поскольку нередко свои первые эмоции и представление о всей постановке зритель формирует уже с гардеробной.

31.01.2013 Часть 36. Театральный художник В.Ф. Рындин. Вступление.

Анна Пахомова: «Новый год мы открываем циклом статей о художниках советского театра. В этот период истории России творили ярчайшие таланты. Я начну повествование с гениального театрального художника, о котором надо бы издавать книги, выпускать альбомы его работ, делать ретроспективные выставки, причем не только в Москве, где он создал около 140 спектаклей в самых знаменитых театрах…»

  • Подробнее

Post scriptum

А что вы знаете о театре?! Друзья, если у вас есть желание стать ещё более приятным и эрудированным собеседником, (а это возможно, овладев, к примеру, секретами постановочного действия), тогда рекомендуем вам одну из рубрику нашего проекта  — актёрское мастерство (здесь мы собрали все самое интересное, для того, чтобы ваше знакомство с театром стало увлекательным и интеллектуальным отдыхом).

Итак, театр как мы его понимает сейчас, зародился в России довольно поздно – только во второй половине XVII века. История его становления — это несколько непростых этапов,  и мы обязательно  их осветим в наших последующих выпусках. Единственное, что хочется отметить уже сейчас: идут годы, столетия, а театр продолжает быть самым любимым и востребованным видом искусства. Только представьте себе, что современный, завораживающий театр начинался со скоморошества (актёры высмеивали власть имущих, богачей, духовенство, сочувственно показывали обычных, простых людей).

Отличных вам ролей и удачи в создании образов!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...