Кукла-мотанка: значение, названия и описания видов оберега из ниток или пряжи и ткани, и как сделать пошагово своими руками такую куколку, например Берегиню?

Театральная кукла, приводимая в движение при помощи нитей Ответы на кроссворды и сканворды 10 букв

добавить свое слово

Марионетка

Театральная кукла, приводимая в движение при помощи нитей 10 букв

Слово из 10 букв на букву М, вторая буква А, третья буква Р, четвертая буква И, последняя буква А

Какое значение имеет куколка-мотанка?

Главный символ защиты от болезней и других неприятностей — куклы-мотанки. Значение, виды и изготовлениеНебольшая, 10–20 см, куколка используется как оберег у разных народностей мира. Ее значение невозможно переоценить, ведь она выступает в качестве главного символа защиты от дурного глаза, болезней и других неприятностей. Кукла-мотанка бережет домашний покой и сохраняет уют: в доме, где в уголке, скрытом от посторонних глаз, поселилась мотанка, всегда будет тепло и спокойно.

Название куклы произошло от слова «мотать», означающего в прямом смысле – наматывать нить на ткань. Темными вечерами у яркого огня в печке заботливые жены, мамы и бабушки, а иногда и дедушка сидели и накручивали нить, наполняя ее смыслом и просьбами.

С каждым оборотом нитки, в который вкладывается просьба, кукла становится сильнее. Фактически человек заряжает куколку энергией своего желания.

История возникновения марионеток

Первая фигура с подвижными частями тела появилась в обозримом прошлом в роли участника религиозных действий. Это были статуи богов, в честь которых совершались ритуальные действия. Вначале у этих фигур или статуй поворачивалась только голова – земное воплощение бога как бы обозревало собравшуюся паству и оценивало степень раболепия и подобострастия. Чтобы у людей при этом возникали разные чувства, выражение лиц у таких статуй также менялось — от улыбающихся до разгневанных.

Подобное происходило в Древнем Египте во время ежегодного празднования в честь Озириса. Жрецы носили с собой во время религиозных шествий статуи с вращающимися головами. Все они изображали бога, которому было посвящено это действие. У стен храма древнейшего Иераполиса устанавливали статуи, у которых также поворачивалась голова, внимательно осматривающая входящих людей. Это делали для создания соответствующей атмосферы, а также поддержания непререкаемого авторитета религиозных деятелей.

Обратите внимание! В Древнем Риме фигура Юпитера головой указывала направление, куда ее нужно было нести, а кивком обозначала место остановки, где и осуществлялось предсказание божества.

Нужно уточнить, что такие фигуры и статуи назывались совсем не марионетками. Да и куклами их тоже назвать можно было с большой натяжкой. Скорее, они послужили прообразом для марионеток и примерами для их создания. А произошло это тогда, когда ремесленники стали изготавливать уменьшенные копии божественных статуй и других фигур, способных имитировать человеческие движения.

Маленькие фигурки мастера награждали большими возможностями – у них двигалась не только голова, но и руки, ноги, даже глаза с нижней челюстью были подвижными. Придумывались все более сложные механизмы управления куклами, схемы соединения подвижных частей. В результате марионетки могли садиться, вставать, ходить, танцевать, совершать сложные движения, выполнять всем понятные жесты. Такие куклы стали постоянными участниками на всех праздниках, пирах, застольях. Их вешали на елку.

Особенность марионетки

Какие бывают текстильные куклы?

​Они прекрасны тем, что каждая имеет свой характер. Прежде чем приступать к работе, давайте разберемся, какую именно вы хотите сшить.

Тильда

На фото изображено - Необычное увлечение: шитье кукол, рис. Кукла Тильда

​Куклу – «тильдушу» придумала норвежка Тоне Финнангер, поэтому неудивительно, что игрушка отличается чисто скандинавской простотой и лаконичностью. Для нее характерны длинные ручки и ножки, схематичное личико, на котором бусинками или точками изображены глазки и носик. Ротик обычно никак не обозначается. Тильде шьют наряды в винтажном стиле из натуральных тканей приглушенных и пастельных оттенков, отделывают кружевом и шитьем. Так одевают не только кукол, но и разнообразных зверюшек и ангелочков.

Снежная девочка (Снежка)

На фото изображено - Необычное увлечение: шитье кукол, рис. Кукла Снежка

​Своим именем кукла, придуманная российской рукодельницей Татьяной Коннэ, обязана большому размеру стопы, напоминающим ступни легендарного снежного человека. Благодаря такой надежной опоре снежки могут уверенно стоять без опоры. Еще одна отличительная черта – длинные красивые волосы. Их изюминка – наряды и обувь. У снежных девочек, как и у тильды, схематичное лицо: только глазки-бусинки и румянец. Они очень стильные, яркие, разнообразны по фасону и материалам, шить их – одно удовольствие.

Тыквоголовка и Реггеди Энн

На фото изображено - Необычное увлечение: шитье кукол, рис. Кукла Тыквоголовка

​Эти куклы имеют большую голову, которая напоминает формой тыкву, поскольку сшивается из нескольких элементов, при этом один из вертикальных швов проходит посередине лица. Все детали тщательно проработаны: выразительные широко посаженные глаза, изящный ротик и остренький носик. Поэтому каждой тыквоголовке мастер может придать уникальный характер. Своей популярностью в нашей стране они обязаны мастерице Елене Коган.

​Принято считать, что предком тыквоголовок является кукла по имени Реггеди Энн, придуманная американским художником Джоном Бартоном Грюэлем более ста лет назад. Легенда гласит, его дочка Марсела нашла на чердаке старую тряпичную куклу, некогда принадлежавшую бабушке. Личико ее стерлось, и художник нарисовал веселые глазки, смешной нос в виде красного треугольника и смеющийся рот. Марсела назвала ее Реггеди Энн, сшила ей платье и фартук с красным сердечком из старых лоскутков. Джон Бартон Грюэль написал несколько рассказов о ее приключениях, проиллюстрировал их, и с тех пор она нашла друзей по всему миру.

Чердачные куклы

​Эти изделия ручной работы действительно выглядят так, как будто их только что нашли на старом пыльном чердаке. Они тоже родом из Америки и относятся к тем временам, когда первые поселенцы делали своим ребятишкам куклы из подручных материалов – мешковины, старой одежды, соломы и т.д. Именно поэтому они выглядят довольно примитивно.

​Сейчас чердачных кукол шьют из натуральных тканей – хлопка и бязи, и искусственно состаривают, придают потрепанный вид. А еще их специально пропитывают ароматами ванили, кофе или какао.

Тряпичные куклы-обереги

На фото изображено - Необычное увлечение: шитье кукол, рис. Куклы-обереги

​Их начали шить еще в языческие времена, поэтому они не имеют лица. Для их создания не используются ножницы (считается, что железо нейтрализует волшебную силу). Обычно берегинь шьют на желание – достаток, укрепление отношений, рождение ребенка, или для защиты дома и его обитателей. Куклу целиком изготавливают из скрученных тряпок, без выкроек и декоративных швов. Если нужен отдельный лоскуток, его отрывают руками от полотна.

Вальдорфские куклы

На фото изображено - Необычное увлечение: шитье кукол, рис. Вальдорфские куклы

​Это специальная учебная кукла, созданная немецкими педагогами для детских садов и начальных школ. Суть идеи в том, что она дает детям реальное представление о мире и взрослеет вместе с ними.

​Туловище куклы создается в соответствии с пропорциями детского тела. Оно отличается плавными линиями. Лицо детально не прорабатывается, чтобы ребенок мог «нарисовать» его в своем воображении, условно обозначаются только глаза, нос и рот. По мере его взросления усложняется и форма куклы. Если для малышей их шьют с примитивным телом и головой-шаром, то для детей постарше создают кукол с вышитыми лицами, подвижными ручками и ножками, одеждой на пуговицах и т. д.

​Обычно для вальдорфских кукол берут мягкие натуральные ткани телесного цвета, для волос – пряжу. Чаще всего их шьют вручную, без швейной машинки. Выкройки очень простые, понятные даже ребенку.

Тряпиенсы (тряпичные барби)

На фото изображено - Необычное увлечение: шитье кукол, рис. Тряпичные барби

​Это удивительно нежные изящные куколки, напоминающие одновременно и знаменитую Барби, и героинь аниме. Их придумала кореянка Юнг Хи Янг. В своих изделиях она воплотила детскую мечту о Барби, которую родители не могли купить из-за слишком высокой цены. Именно поэтому второе название тряпиенсов – DreamDoll, «кукла мечты».

​Отличительные черты тряпиенсов – длинные ножки и тонкие ручки, изящная фигурка, роскошные наряды и прически, рост 40-50 см, выразительные полузакрытые глаза. Каждая дрим-долл – это законченный, продуманный до мелочей образ. Для его создания используются дорогие ткани и кружева, бисер, мулине, мини аксессуары – зонтики, сумочки, веера, шляпки. Шить тряпичную барби непросто, но результат того стоит.

Посмотреть всех тряпичных кукол в нашем каталоге

Советы

  • Просмотрите готовых марионеток или их картинки/чертежи. Это поможет вам с идеями по созданию.

Как сделать куклу марионетку – пошаговая инструкция

Изготовление тела куклы-марионетки:

  1. Берём капроновый носок и наполняем его ватой или другим наполнителем на две третьих част, затягиваем, и остаток носка отрезаем.
  2. Заполненную ватой часть носка разделяем на две части, так, чтобы у нас получилось туловище и голова, как на фото.

    Кукла марионетка из подручных материалов

  3. Делим шнурок на четыре отрезка (два по 15 см и два по 12 см ). Отрезки по 12 см пришиваем к плечикам куклы, а отрезки по 15 см – к бёдрам.
  4. Ниткой обтягиваем то место, где у куклы должна находиться талия, как на фото ниже.

    Кукла марионетка из подручных материалов

Изготовление одежды:

  1. Складываем ткать вчетверо и вырезаем по выкройке. Вставляем резинку.

    Кукла марионетка из подручных материалов

  2. Берём кусок другой ткани(4 на 22 см), обвиваем вокруг шеи куклы и укладываем на груди куклы так, чтобы одна сторона ткани ложилась на другую, заправляем в юбку.

Причёска:

  1. Далее, делаем кукле причёску. Для этого нам понадобится второй носок. Нужно одеть его на голову кукле так, чтобы большая часть носка свисала, и пришиваем его по кругу.
  2. Свисавшую часть носка разрезаем на три равных части и заплетаем косичку. Этот процесс показан на видео.

  3. Берём ленточку и обвиваем её вокруг талии куклы.
  4. Чёрными нитками вышиваем глазки, как изображено на фото.

    Кукла марионетка из подручных материалов

Утяжка лица:

Делаем утяжку лица по схеме. Точку 1 стягиваем с точкой 2, точку 5 с точкой 6. Точку 3 стягиваем с точкой 4, точку 7 с точкой 6, а точку 9 с точкой 10)

Кукла марионетка из подручных материалов

Привязываем куклу к ваге:

  1. Для начала нам нужно сложить две палочки для размешивания кофе на перекрёсток и связать их.
  2. Теперь нам понадобится крепкая нитка, можно использовать нитку для вязания крючком. Один кусок нитки привязываем к голове куклы, два, чуть длиннее, к рукам куклы и ещё два – к ногам. Обратите внимание: кукла будет работать только при условии, если вы её правильно привяжите к ваге!
  3. Голову куклы привязываем к точке 1. Правую руку к точке 2, левую к точке 3, а ножки к точке 4.

    Кукла марионетка из подручных материалов

    Этот процесс также записан на видео.

  4. Кукла-марионетка, сделанная своими руками, готова!

    Кукла марионетка из подручных материалов

Она может стать не только вашей любимой игрушкой, но и декоративным украшением. Для этого куклу нужно подвесить где-нибудь на видном месте, и она будет вас радовать ещё очень долго. Также можно сделать несколько кукол-марионеток и устроить домашний кукольный театр.

Как называются куклы управляемые нитками

PlwoHjDhaVo.jpg

По такому же принципу делают грудную и тазовые части корпуса и конечности куклы-марионетки.

У очень полной фигуры торс можно вырезать из одного бруска, так как фигура не должна сгибаться в талии. Обычно же торс куклы-марионетки изготавливают из двух частей: грудной и тазовой.
На рис. 2 показано соединение тазовой и грудной частей при помощи дверной петли. Вместо петли можно применить кусочек мягкой кожи или дерматина, который приклеивают и прибивают.

Соединение тазовой части c грудной делается при помощи петель и проволочной скобы, как показано на рис. 3. B основание грудной части ввинчивают два шурупа c кольцеобразными головками и продевают проволочную скобу, концы которой вбиваются в стороны тазовой части.

B соединении торса применяют деревянный валик и три полоски кожи или дерматина, которые прибиваот к тазовой и грудной частям, как показано на рис. 4. Такое сочленение дает большую подвижность, но только в одной плоскости: вперед и назад.

PlwoHjDhaVo.jpg

Но можно изготовить торс, который способен сгибаться в любую сторону. Он также состоит из трех частей, имея поясничнyю часть. Все соприкасающиеся плоскости вырезаны конусообразной формы и соединены между собой через три отверстия шнуром или леской (рис. 5).

Очень важно добиться четких и плавных движений рук куклы-марионетки. B этом большое значение имеют подвижные сочленения в плечах, локтях и в кистях рук.

Существует несколько способов соединения суставов рук. Для сочленения леской или шпагатом (рис. ба) в плечах просверливают по два отверстия, что обеспечивает правильное положение рук. Делают сочленения при помощи мягкой кожи или полосок дерматина (рис. б6), которые вставляют в щели между суставами рук, вклеивают и прибивают. Но встречаются и другие сочленения (рис. 6в): в одной части локтевого сустава и кисти вырезают шип, a в другой — проушину, и крепятся штырями, a плечевое сочленение может быть выполнено двyмя шурупами с кольцеобразными головками или кожицей.

PlwoHjDhaVo.jpg

По этому принципу сочленяют и нижние конечности куклы-марионетки (рис. 7а, о).

На рис. 7в показано сочленение, которое выполпяется в тех случаях, когда ноги обнажены (балерина, гимнаст) и когда желают скрыть механизм суcтава и создать впечатление коленной чашечки.

PlwoHjDhaVo.jpg

Соединений нижних конечностей c тазовой частью несколько: небольшими петлями (рис. 8a), мягкой кожей или дерматином (рис. 8а’), который вклеивают в щели мест крепления и прибивают.

Для кукол-марионеток акрoбатoв и гимнастов (рис. 8в) рекомендуются проволочные скобы, на которые навешиваются из кожи или дерматина дужки от ног с целью создания большей подвижности в бедренных соединениях.

Для кукол-марионеток танцоров или гимнастов, которым при исполнении эстрадных номеров или упражнений придется двигать ноги вперед, на зад или в сторону, бедренные сочленения делают из парных шурупов с кольцеобразными головками (рис. 8г).

Для более четких движений конечностей и торса требуется несколько утяжелить некоторые части куклы: в предплечьях и голенях надо просверлить отверстия и вложить кусочки свинца. Если кукла-марионетка должна садиться или сгибаться, то к тазовой части прибивают пластинку свинца. Все эти места обозначены на рисунках темными кругами c белыми полосками.

PlwoHjDhaVo.jpg

При изготовлении куклы-марионетки с открытой шеей, последнюю вырезают вместе c плечевой частью. B головке вытачивают выемку, в которую выставляют верхушку шеи c шурупом c кольцеобразной головкой и крепят штырем (рис. 9). Выемка должна быть достаточно свободной, чтобы легко поворачивалась головка во все стороны. Обычно же в плечевой части делают углубление, в которое крепят кольцо y верхней части шеи (рис. 10). Отверстие вытачивают достаточно широким, чтобы обеспечить поворот и наклон головки во все стоpоны.

Когда кукла-марионетка собрана и покрашена, приклеен паричок и надет костюм, ее можно подвесить к ваге. На каждой ваге крепят крючок или петельку из кожи для подвески куклы-марионетки в нерабочем положении.

PlwoHjDhaVo.jpg

Когда кукла-марионетка собрана и покрашена, приклеен паричок и надет костюм, ее можно подвесить к ваге. На каждой ваге крепят крючок или петельку из кожи для подвески куклы-марионетки в нерабочем положении.

Для этой цели рекомендуется изготовить станок c подвижным кронштейном (рис. 11). Он может быть полезен и во время надевания костюма на куклу-марионетку.

Для управления движениями куклы-марионетки используют рыболовную леску 0,3-0,4 мм или черные нитки Ns 10. Чтобы установить длину лески или нитки для крепления куклы к ваге, надо учитывать расстояние между полом, на котором будет играть марионетка, и руками кукловода (рис. 12).

PlwoHjDhaVo.jpg

Порядок подвешивания куклы-марионетки к ваге следующий (рис. 13) : крепят нитку к одному плечу куклы, продевают ее в отверстие в нижнем конце ваги и прикрепляют ко второму плечу, чтобы марионетка стояла на основании станка. Потом привязывают по одной нитке немного выше ушей куклы к нижней планке на вате, чтобы головка куклы держалась ровно и прямо, к пояснице и к планке на ваге. затем крепят нитки к коленям и к верхней планке ваги. Эти лески или нитки должны быть слегка натянуты, чтобы при покачивании планки ножки приводились в движение. И, наконец, прикрепляют нитку y большого пальца одной руки куклы, протягивают ее через обе дужки на ваге, и прикрепляют к другой руке y большого: пальца. При этом обе руки должны быть в опущенном положении.

При работе c куклой вагу надо держать в руке так, чтобы указательный и большой пальцы находились под верхней планкой.

При неаккуратном обращении c куклой нитки могут запутаться. Куклу и вагу, если они не в работе, надо подвесить или убрать. Держа вагу в одной руке, другой рукой закручивают куклу, чтобы все нитки скрутились в жгутик. После этого весь пучок ниток обматывают вокруг куклы и привязывают вагу к кукле. Желательно иметь для каждой куклы мешочек или лоскуток ткани.

При таком уходе за куклой-марионеткой она всегда будет в сохранности.

ZIse4-EDDPQ.jpg

ZIse4-EDDPQ.jpg

ZIse4-EDDPQ.jpg

Так кончилось участие движущихся фигур в богослужении. Но судьба марионетки не изменилась. Итальянские, испанские и английские куклы почти до наших дней сохранили старинную мистерию. Английские марионетки свободно исполняли сцены из священной истории ещё в восемнадцатом веке. В Британском музее хранится афиша одного их таких представлений, «Сотворения мира», впоследствии дополненного «Всемирным потопом».

Кукла всегда была религиозной. Куклы с гибкими, одушевлённым нитями телом, исполняли как бы живыми картинами сцены из божественной истории. Слова пояснителя, как в древних cantica (песня, монолог в комедии), сопровождали действие, указывая близкое и понятное всем.
Мюнхенский кукольный музей пытается воскресить итальянские мистериальные картины. Мадонна, Иосиф, фарисеи, торговцы в храме, волхвы поставлены в позы и размещены на фоне различных декораций, изображая сцены у яслей, бегства в Египет, изгнания торгующих из храма. Образуется таким образом огромная галерея витрин-театров, но слишком искусное, холодное и аккуратное размещение фигур на фоне перспективных реальных декораций, разнообразные эффекты современного театрального освещения – уничтожают живую душу куклы и лишают её религиозного настроения. Эти витрины под стеклом, освещённые разноцветными электрическими лампочками, напоминают склянки со спиртом, в которых хранятся некогда жившие существа
Гораздо живее куклы антикварных лавок в Риме. Небрежно сваленные в ящиках антикваров, точно спящие долгим сном, эти былые выразители народного религиозного чувства хранят более двух веков чистоту первых дней. Скромные Мадонны дешёвых маленьких театров в тихих платьицах – часто красного тона старых итальянских мастеров и в голубых плащах – лежат рядом с драгоценными Мадоннами в вышитых золотом и серебром платьях; драгоценные ручные вышивки на одежде мадонны у яслей, красота юного и мужественного Иосифа, любовная нежность, с какой вылеплены мягкие, падающие на шею и скрученные лёгкими узлом волосы Мадонны, тонкие, раздвинутые прелестным движением пальцы, стройные, узкие, тщательно отделанные даже под одеждой ноги в золочёных сандалиях – рисуют характер наивной мистериальной сказки.
Группы юной Мадонны, трепетно встречающей впервые своего жениха, или подростка-Мадонны в голубом платьице, склоняющейся пред благостной Анной, пухлые ангелы с ласковыми, почти плачущими лицами, смуглые пастухи, поющие хвалу, чёрные фигуры волхвов в расшитых золотом одеждах – полны странного, полуязыческого чувства, ещё живущего в них. Некогда они вызывали в своих зрителях страстную муку религиозной любви, и это дало им вечную душу.
Эти фигуры шестнадцатого и семнадцатого веков, во множестве сохранившиеся повсюду в Италии, показывают, каким был мистериальный кукольный театр. Божественная история становилась поэтической легендой, которая не могла видеть Иосифа старцем, не могла видеть в лохмотьях Небесную Царицу. В изображении Мадонны старались достичь совершенства. Пленительные лица этих царственных кукол, кроткая нежность их маленьких стройных тел, тонкие, будто прозрачные руки – сохраняют обаяние чистоты и ласки.
Самое имя дала марионетке Мадонна. Marie, Marion, Marionette назывались маленькие куклы, приносившиеся верующими к алтарю Мадонны. Эти изображения, вначале неподвижные, потом появились в мистериях и, наконец, «marionette» стала общим названием для всех кукол, движущихся посредством нитей.

ZIse4-EDDPQ.jpg

Источник

Что вам понадобится

  • Картон или постер
  • Карандаш
  • Маркер, цветные карандаши или краски
  • Острые ножницы
  • Проволока
  • Дырокол
  • 2 палочки для еды или 2 карандаша
  • Лента
  • Иголка
  • Леска
  • Клей

Как сделать куклу-оберег своими руками: инструкция пошагово

Такой оберег важно и нужно делать самостоятельно. Весь процесс изготовления своими руками Берегини или другой обережной куклы из ниток и ткани осуществляется поэтапно. Можно выделить следующие этапы:

  1. подборка материалов;
  2. создание намерения, что вкладывается в куколку;
  3. изготовление.

Подготовьте следующие материалы:

  • ткань, желательно светлую (белую), из нее делается голова;
  • отрезки цветного материала – для изготовления юбки, фартука, рук, платка;
  • вату или синтепон в качестве наполнителя;
  • нить в зависимости от того, какая кукла делается – шерстяная или изо льна;
  • цветные нити типа мулине (для волос и декора).

Создание желания – то, что будет проговариваться в процессе накручивания нитей на куклу.

Нужно подготовить утверждения или просьбы – будь то желание оберечь ребенка от болезней или дом от негативного воздействия.

Как делать куклу:

Главный символ защиты от болезней и других неприятностей — куклы-мотанки. Значение, виды и изготовление

  1. Голова – в кусочек светлой ткани вкладывается синтепон и заматывается у основания яркой, красной или другой нитью.
  2. Продолжать наматывать нить, чтобы получилось своеобразное туловище ниже головы.
  3. Цветную ткань для юбки собрать в складки и приматывать к телу куклы.
  4. Продолжать обматывать куклу от талии до шеи, вернуться к талии и замотать фартук. Нить все это время не обрывается.
  5. Руки делают из ткани, кусочек материала необходимо сложить гармошкой и обмотать нитками отдельно.
  6. Далее примотать руки к кукле, чтобы они плотно закрепились, необходимо мотать крест-накрест.
  7. Подобрать оттенок мулине для волос и разделить пачку нитей в месте пробора нитью, с другой стороны мулине разрезать.
  8. Далее нужно прикрепить волосы к куколке и бережно заплести косы.
  9. Можно и нужно украсить куклу-мотанку лентами и бусинами.

Как изготовить куклу-мотанку своими руками из нити, смотрите в этом видео:

Что значит цвет нитей или пряжи?

Стоит отметить что цвет нитей или пряжи, которыми мотают куклу, имеет важное значение и символику, а именно:

  • Желтые нити выбирают для привлечения богатства. Это символ Солнца и энергии всего живого.
  • Красные нити используются в защитных оберегах, они служат барьером против негативных влияний и призывают успех.
  • Зеленые нити – символ Матери Природы. Их включают в работу для привлечения крепкого здоровья и долгой жизни. Часто используют для детских кукол-мотанок.
  • Считается, что красный цвет подходит как мужчинам, так и женщинам.
  • Синий только для мужского пола, а все остальные для женского.

Правила создания

Делать куклы-скрутки просто, но важно соблюдать традиции изготовления, сохранившиеся с давних времен. Заговор сработает, если игрушку правильно зарядить.

Самые важные правила:

  1. Ткань и нитки нельзя резать, только отрывать.
  2. На куклах делают красный крест как защиту на все стороны света.
  3. Для достатка и здоровья скручивают обереги на растущую Луну, для избавления от болезней и негатива — на убывающую.
  4. На добрые пожелания наматывают нитки четное количество раз и завязывают трижды.

Большой театр кукол о жанрах и персонажах

История театра кукол как жанра

Сейчас мы воспринимаем его как детский, но он стал считаться таковым только в ХХ веке. Точное время зарождения этого вида искусства не установлено, но первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. Разыгрываемые с помощью статуэток сцены из жизни Бога Осириса и Изиды собирали толпы людей. Куклами тогда служили огромные фигуры, которые были щедро украшены драгоценными камнями и приводились в движение по особым праздникам.
Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, а в 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников.

История Большого театра кукол

Здание БТК построено в 1912 г. для богатого купца, банкира Евгения Бурцева. Он планировал открыть здесь музей современного искусства, который предполагалось расположить в зале с высоким стеклянным потолком. После революции здание национализировали, в нем давали представления передвижные театры и лет 40 подряд находились разные еврейские общества.
Сам БТК переехал в это здание в 1941 году. До этого момента театр странствовал по разным площадкам города со времен основания его в 1931г. пятью энтузиастами. Только в 1956 г. режиссер БТК Королев М.М. открыл соответствующую кафедру при Институте Театральных Искусств (РГИСИ), которая была второй в мире.
Сейчас в БТК дают не только кукольные, но и драматические, музыкальные, пластические спектакли.

Три типа театров кукол

1) Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
2) Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
3) Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов.

Вертепный театр

Играется этот спектакль строго под Рождество. Возник он из-за семинаристов, которые ходили по домам и показывали сценки о жизни Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода.
Вертеп представлял собой большой ящик, внутри которого располагалась сцена, обычно двухъярусная, иногда трехъярусная. На верхней сцене показывали поклонение новорожденному младенцу Иисусу, в нижнем — эпизоды с Иродом. Вторая часть представления обычно была на злободневные темы, где главная роль отводилась Петрушке.
Куклы приводились в движение с помощью небольших прорезей.

Театр теней

Он пришел с Востока из ритуалов Индонезии и Китая. Возможно, это самый древний вид театра. В XVII веке теневой театр перекочевал в Европу.

Театр масок

Театр масок пришел из древней Греции. В античном театре, в который помещалось 10000 зрителей никто бы не разглядел лица актеров если бы не было масок. Поэтому лица артистов визуально увеличивали.

На фото слева отец паночки.

Паночка. Ночью, наверное страшно наткнуться на такой реквизит. )

Виды кукол

Марионетка

Петрушка

В каждой стране есть любимые традиционные персонажи. В России это Петрушка.
Во Франции Полишинель, у него огромные глаза и розовые щеки. Секрет настроения куклы зависит от поворота ее головы.
В Италии Пульчинелла, что переводится как петушок, уж очень он задиристый и смешной
Любимец немецкого народа – Касперле. Он – озорник и плут, играет в пьесах для взрослых и детей.
Куклы Панч и Джуди герои в Британии.
В Англии существует непобедимый Панч, который сражается с придворными, полицейскими, офицерами и палачами. Он всегда побеждает, а публика ликует.
Судьба русского Петрушки тоже счастливая. Народ всегда любил весельчака, легко справляющегося с попами, чертями и другим злом.

Планшетная кукла

Тантамареска

Большой театр кукол находится по адресу: Санкт-Петербург, ул. Некрасова, 10.
Спасибо сообществу community.gifspbblog за приглашение на это познавательное мероприятие.

Источник

Об этой статье

Эту страницу просматривали 37 513 раз.

Полезное видео

Из видео узнаете о сакральном смысле кукол-мотанок и как сделать оберег из ткани своими руками:

Предыдущая

куклы оберегиДенежный мужик в паре с Крупеничкой. Как сделать Богача своими руками?

Следующая

куклы оберегиСимвол плодородия, материнства и домашнего очага — кукла-оберег из ниток. Виды, изготовление, активация

Отзывы о куклах-закрутках

Инна, 25 лет, Москва:

В день свадьбы подруга подарила мне Неразлучников. Я даже не знала, что это такое, но игрушка понравилась. Поставила в изголовье на тумбочку. И только через полгода прочитала, что означает этот оберег, и сопоставила, что мы с мужем за все это время ни разу не поссорились. Так что куколка работает!

Анна, 30 лет, Калуга:

Когда узнала, что сестра ждет ребенка, сделала ей Пеленашку. У Наташи слабое здоровье, все боялись, как перенесет беременность. Она не расставалась с игрушкой, баюкала ее, делилась проблемами, и все прошло хорошо! Теперь куколка племянника в кроватке охраняет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...