Национальный костюм марийцев

Марийцы очень трепетно относятся к своим традициям. По сей день здесь живут верования в языческих богов. И пусть эту веру исповедуют лишь некоторые, в символических культовых обрядах участвует большая часть населения республики.

Содержание

История народа

Народ мари относится финно-угорской языковой группе и является последним языческим народом в Европе. Несмотря на принятое много веков назад христианство народ мари проводит магические и языческие ритуалы.

Народ делится на три территориальные группы:

  • горные марийцы Республики Марий Эл;
  • луговые – Волго-Вятского района;
  • восточные – Башкирской республики и Приуральского района.

У каждой группировки марийцев в костюме присутствуют свои особенности, различия в украшении и орнаментации, но в целом все элементы народной одежды у мари одинаковые.

Немного истории

Марийцы относятся к финно-угорским народам. Их называют последними язычниками в Европе, ведь сложно поверить, но, несмотря на принятое ими христианство, многие остаются верны язычеству и связанными с ним обрядами.

Обряды их, стоит сказать, весьма интересны. Так, все они проходят в священной роще – специально выделенном месте в лесу. Туда в качестве жертвоприношения приносят гусей и уток. Вся жизнь марийцев связана с мистикой. Специфические отпевания умерших и «кормление мертвых» не могли ни отразиться на национальных костюмах и орнаментах.

Виды марийских традиционных костюмов

Одежда у марийцев создавалась для нескольких случаев:

  • будней;
  • праздника;
  • свадьбы.

Коллекция пользователя Дарья

400 

пинов

 • 

308 

подписчиков

Украшение нагрудное женское восточных марийцев.  Период создания:1-я половина ХХ в. Материал, техника:ткань, кожа, бусины, бисер, позумент, серебро Размер:18х20 см Этническое Платье, Браслеты, Ювелирные Украшения, Мода

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации

Украшение нагрудное женское восточных марийцев. Период создания:1-я половина ХХ в. Материал, техника:ткань, кожа, бусины, бисер, позумент, серебро Размер:18х20 см

Новиньков Юрий Алексеевич (Фотограф)Фотонегатив пленочный. Стафеева Е.А. в марийском костюме. Тот же костюм, но уже повязан пояс «ялан-шите». Anthropology, Рюкзаки, Сумки

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации

Новиньков Юрий Алексеевич (Фотограф)Фотонегатив пленочный. Стафеева Е.А. в марийском костюме. Тот же костюм, но уже повязан пояс «ялан-шите».

Головной убор женский. Марийцы Период создания:кон. XIX в. – нач. XX в. Материал, техника:ткань: холст, нити: животного происхождения: шелковые, нити: животного происхождения: шерстяные Размер:Дл. - 52,0; шир. - 15,0

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации

Головной убор женский. Марийцы Период создания:кон. XIX в. – нач. XX в. Материал, техника:ткань: холст, нити: животного происхождения: шелковые, нити: животного происхождения: шерстяные Размер:Дл. – 52,0; шир. – 15,0

Новиньков Юрий Алексеевич (Фотограф)Фотонегатив пленочный. Стафеева Е.А. в марийском костюме (тувыр, нагрудник «яш», белый фартук «ондилак сакме», черный халат «шимдллан»). Хипстеры, Стиль, Мода

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации

Новиньков Юрий Алексеевич (Фотограф)Фотонегатив пленочный. Стафеева Е.А. в марийском костюме (тувыр, нагрудник «яш», белый фартук «ондилак сакме», черный халат «шимдллан»).

Головной убор замужней женщины марийки, декорирован вышивкой национальным орнаментом. Геометрический орнамент с мотивом «крючка». Верхняя налобная часть имеет прямоугольную форму  предметы прикладного искусства, быта и этнографии  Используемые техники: | холст домотканый | нити шерстяные | нити шелковые | Культура, Мода

Убор головной «Сорока

Головной убор замужней женщины марийки, декорирован вышивкой национальным орнаментом. Геометрический орнамент с мотивом «крючка». Верхняя налобная часть имеет прямоугольную форму предметы прикладного искусства, быта и этнографии Используемые техники: | холст домотканый | нити шерстяные | нити шелковые |

Убор головной женский марийский "Сорока" Период создания:конец XIX в. Материал, техника:нить шёлковая (сырец), холст конопляный, ткань х/б, нить шерстяная, сшито на руках, ткачество домашнее, ткачество фабричное, вышивка счётным швом Юбки, Мода

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации

Убор головной женский марийский “Сорока” Период создания:конец XIX в. Материал, техника:нить шёлковая (сырец), холст конопляный, ткань х/б, нить шерстяная, сшито на руках, ткачество домашнее, ткачество фабричное, вышивка счётным швом

Убор головной женский луговых мари "Косынка" ("пылыш шовыч") Период создания:конец XIX в. (?) Материал, техника:нить шерстяная, холст конопляный, ткань х/б, нить шёлковая, металл, сшито на руках, ткачество домашнее, вышивка счётным швом Размер:96 х 47 см Прихватки

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации

Убор головной женский луговых мари “Косынка” (“пылыш шовыч”) Период создания:конец XIX в. (?) Материал, техника:нить шерстяная, холст конопляный, ткань х/б, нить шёлковая, металл, сшито на руках, ткачество домашнее, вышивка счётным швом Размер:96 х 47 см

Убор головной женский марийский "Сорока" Период создания:конец XIX в. Материал, техника:металл, бисер, холст конопляный, нить шерстяная, вышивка счётным швом, сшито на руках Размер:59 х 88 см Мода

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации

Убор головной женский марийский “Сорока” Период создания:конец XIX в. Материал, техника:металл, бисер, холст конопляный, нить шерстяная, вышивка счётным швом, сшито на руках Размер:59 х 88 см

Убор головной женский марийский "Сорока" Период создания:конец XIX в. Материал, техника:нить шёлковая (сырец), холст конопляный, ткань шерстяная, нить шерстяная, вышивка счётным швом, ткачество домашнее, сшито на руках Размер:34 х 83 см Аксессуары

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации

Убор головной женский марийский “Сорока” Период создания:конец XIX в. Материал, техника:нить шёлковая (сырец), холст конопляный, ткань шерстяная, нить шерстяная, вышивка счётным швом, ткачество домашнее, сшито на руках Размер:34 х 83 см

Убор головной женский марийский "Сорока" Период создания:рубеж XIX - XX вв. Материал, техника:ткань шерстяная, ткань шёлковая, кружево фабричное тюлевое, стекло, позумент, металл, холст конопляный, нить шерстяная, нить шёлковая, вышивка счётным швом, ткачество домашнее, ткачество фабричное, сшито на руках, ручная работа Размер:56 х 122 см Мода

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации

Убор головной женский марийский “Сорока” Период создания:рубеж XIX – XX вв. Материал, техника:ткань шерстяная, ткань шёлковая, кружево фабричное тюлевое, стекло, позумент, металл, холст конопляный, нить шерстяная, нить шёлковая, вышивка счётным швом, ткачество домашнее, ткачество фабричное, сшито на руках, ручная работа Размер:56 х 122 см

Нагрудное украшение. Черемисы (марийцы)  Период создания:конец ХIХ - начало ХХ веков Материал, техника:стекло, камень: раковина, ткань, металл: серебро (низкопробное) - 31,00 г. общий вес: 294,35 г Размер:Дл. - 69,0 Браслеты Дружбы, Ювелирные Украшения

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации

Нагрудное украшение. Черемисы (марийцы) Период создания:конец ХIХ – начало ХХ веков Материал, техника:стекло, камень: раковина, ткань, металл: серебро (низкопробное) – 31,00 г. общий вес: 294,35 г Размер:Дл. – 69,0

Нагрудное украшение. Черемисы (марийцы)  Период создания:кон. XIX в. – нач. XX в. Связанное Крючком Ожерелье, Браслеты Из Бисера, Ювелирные Украшения, Мода

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации

Нагрудное украшение. Черемисы (марийцы) Период создания:кон. XIX в. – нач. XX в.

Украшение женское марийское нагрудное "Шушер"  Период создания:рубеж XIX - ХХ вв. Материал, техника:раковины каури, кожа натуральная, ткань шерстяная, нить шерстяная, бисер, металл, ручная работа Размер:11 х 15 см Браслеты, Ювелирные Украшения

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации

Украшение женское марийское нагрудное “Шушер” Период создания:рубеж XIX – ХХ вв. Материал, техника:раковины каури, кожа натуральная, ткань шерстяная, нить шерстяная, бисер, металл, ручная работа Размер:11 х 15 см

Мебель, Домашний Декор, Мода

В национальном музее проходит выставка «Караванный путь марийцев от Волги до Урала» | Мой город Чебоксары–делаем полезные новости

Культура, Мясо

Убор головной «Шимакш

Шимакш – головной убор замужней женщины марийки, декорирован вышивкой национальным орнаментом, кистями

Рождественские Чулки, Культура, Домашний Декор

Убор головной “Шимакш”

Шимакш – старинный головной убор замужних женщин луговых мари. Декорирован национальным орнаментом и кистями

Особенности марийского народного костюма

Основные особенности марийского костюма заключаются в том, что он воплощает в себе всю яркую самобытность горного татарского народа, его развитие основывается на истории и традициях народов Мордвы. Характерные черты народного костюма марийского народа:

  • основной цвет – белоснежный;
  • допускаются вставки и вышивки черного, бордового, коричневого цвета;
  • одежда украшалась вышивками и оригинальными узорами.

Под любой костюм, как мужской, так и женский, обязательно надевались удобные, свободные штаны.

Марийский национальный костюм

Какие детали марийского костюма существуют?

Мужская одежда марийцев летом включала следующие элементы:

  • мужчина и женщина марийцырубаху – тувыр – прямого покроя с рукавами, пришитыми без проймы, встык, и центральным или боковым разрезом от ворота;
  • штаны – йолаш – из домотканого холста с разной длиной шага – узкой у жителей лугов и гор или широкой у восточных марийцев;
  • пояс с подвесками – ÿштö — выполнявший несколько функций кряду. Он служил основой для крепления ножен, табачных мешочков, огнива, денежного кошелька, оберегов. Мог быть сделан из кожи, конопли, шёлка, шерсти;
  • летний кафтан – шовыр – холщовый, прямого туникообразного кроя;
  • шляпу, картуз — упш, теркупш – валяные из шерсти.

Зимой к этому комплекту добавлялась другая одежда:

  • Тёплый кафтан – из домашнего сукна;
  • Шуба, тулуп – кÿрык, ужга — овчинные, прямого покроя или с отрезом по талии;
  • Шапка – из овечьей шерсти.

Основные части народного костюма

Обычный костюм состоит из рубахи, штанов, пояса с подвесками, головного убора и обуви: в повседневной жизни это сплетенные лапти, а в праздничные – ботинки из овечьей или коровьей кожи.

Модель праздничной одежды ничем не отличалась от будничной – наряд можно было отличить только по специфическим подвескам и украшениям.

Туника – основная часть любого марийского наряда, – создавалась следующим образом: на домашнем станке изготавливалось полотно из льна или конопли определенной длины, затем ткань складывали пополам и вырезали отверстие для головы. Без выкраивания проймы часть полотна загибали вдоль и пришивали – таким образом получались рукава.

В холодное время года национальный костюм дополняли следующие элементы: кафтаны разного типа, шуба из овчины, зимняя обувь (валенки, реже – сапоги) и теплый головной убор.

Особенности марийского народного костюма

Марийский костюм, как и наряд любой другой народности, имеет свои характерные черты и особенности:

  • Основной цвет – белый с вкраплениями черной, бардовой и коричневой вышивки. В более поздние периоды в национальной одежде стал преобладать красный цвет – его получали в результате варения определенных растений.
  • В вышивке в большей степени присутствовали геометрические и растительные орнаменты, символизирующие принадлежность носителя одежды к той или иной социальной группе. Кроме того, в вышивке были зашифрованы ритуальные символы, приносящие удачу и благополучие.
  • Марийский костюм попал под влияние русской культуры и многое заимствовал от нее: например, в более поздние периоды марийцы стали изготавливать одежду из хлопка, а не из льна, как было ранее.
  • Под любой наряд, не важно – мужской он или женский, – надевались штаны.

Мужской костюм

Мужской костюм состоял из рубахи немного ниже колен, пояса, кафтана, холщовых штанов и лаптей. В конце 19 века длина рубахи уменьшилась – к этому времени туника доходила только до середины бедра.

Что касается штанов, то в разных группах мари они шились по-разному. Луговые и горные марийцы шили узкие штаны, а восточные – широкие.

Кафтаны составляли неотъемлемую часть гардероба: летом они изготавливались холщовых тканей, а зимой – из сукна. Как правило, кафтаны были черного и белого цветов.

Примечательно, что вырез на нательной рубахе обвязывался специальным орнаментом, который оберегал мужчину от нечистой силы и дурного глаза.

Неотъемлемой частью костюма был головной убор – зимой эта была валяная шапка или шапка-ушанка, летом – белая (праздничная) и черная (повседневная) шляпа, которую позже вытесняла фуражка.

Женский костюм

В отличие от мужского женский наряд отличался большим разнообразием и неповторимой красотой украшений и орнаментов.

Основу женского одеяния также составляла рубаха-туника, расшитая орнаментом на груди, рукавах и подоле. Значение символов вышивке говорила о принадлежности носительнице к культуре, ее социальном статусе и семейном положении. В редких случаях орнаментом покрывалась и спина рубахи.

Женская туника украшалась бисером, пуговицами и разноцветными лентами – чем больше украшений было на рубахе, тем больше женщина могла гордиться своим рукодельным умением.

Под рубаху марийские женщины, как и мужчины, надевали холщовые штаны. Их покрой зависел от местности проживания – восточные марийцы облачались в просторные штаны, горные и луговые – в узкие.

Женские кафтаны делятся на летнюю модель и зимнюю. Летний кафтан длиной достигал уровня талии носительницы, зимний кафтан был предназначен для сохранения тепла и имел прямую туникообразную форму.

Головной убор в составе женского марийского народного костюма играл важную роль и делился на два основных типа – девичий и женский. Украшение, модель и определенный вид ношения головного убора указывали на статус и положение марийки в обществе и возраст.

В древние времена замужние женщины носили украшенные орнаментом платки и шали, а девушки – кожаные и шерстяные повязки, щедро украшенные бисером и монетами. Позднее платки и повязки дополнились другими уборами: полусферической такией, на которую надевается обычный платок, каркасной шапкой, лопатообразной сорокой, остроконечным убором и так далее.

Обязательными элементами женского костюма были следующие элементы: нагрудник, передник и пояс. Эти элементы украшались пестрыми лентами, монетами, вышивкой и бисером. На пояс прикреплялись кошельки, платочки, специальные карманы, разноцветные полотенца, железные кольца и сережки и многое другое.

Передники вышивались тесьмами, лентами и украшались монетами и бусинами. Нагрудники имели разные виды и формы и почти полностью состояли из монеток.

Что касается обуви, то у женщин она был такой, какой у мужчин – это лапти летом и валенки зимой.

Женский марийский наряд был красив, богато украшен и вышивкой, и лентами, и монетами. По своему желанию женщина или девушка могла дополнительно украсить свой наряд кольца, бусами, поясными полотенцами и другими аксессуарами.

Детские марийские костюмы во многом напоминают взрослые, только на детских меньше украшений и вышивки имели обережный, защитный характер. В наряде девочек нередко присутствовали яркие воланы – на рукавах от локтя и до конца, а в основной части одежды от пояса до подола.

Продиктованный жизненными условиями

Костюм любого народа складывался под влиянием нескольких факторов, таких как социально-экономические, исторические и природно-климатические условия. Большую роль играли средства труда, которые были в наличии. Так, туниковый покрой рубахи объяснялся тем, что сотканное на домашнем станке полотно просто сгибалось на плечах, для головы делался вырез. Не выкраивая проймы, по бокам пришивали полотна, согнутые вдоль, таким образом получались рукава. Изначально полотно ткали на длину самой рубахи и рукава. Марийский костюм подразделялся на повседневную, праздничную и обрядовую одежду. Естественно, что самым красивым был свадебный наряд невесты. Его обильно украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, перламутром раковин, мехом и всем, что подсказывала фантазия мастериц, но при четком соблюдении стандартов. Цвет марийской одежды преимущественно белый. Марийский костюм (фото прилагается) комфортный и радостный.

костюмы народов поволжья марийский

Цвета и оттенки

Цвета, преобладающие в расцветке традиционного наряда, – белый, дополненный орнаментами и узорами алого, черного, бордового, кирпично-коричневого цвета. Предки современных народов Поволжья также широко использовали в одежде темно-синие, черные, вишневые оттенки. Для украшения одежды использовались вышивки-обереги, выполненные во всех оттенках красного и коричневого. Эти красители получали в процессе варки определенных растений и трав. В зависимости от густоты вареной смеси цвет одежды мог быть более или менее насыщенным.

Фасоны, материалы, цвета, орнаменты для пошива

девушки марийкиНациональный костюм народности мари белого цвета с красными вышитыми растительными или геометрическими орнаментами. Вышивка дополнялась бордовым, чёрным, синим, зелёным, коричневым цветом. Одежда шилась из холста (вынера), исходным материалом для которого служила конопля или лён. Чтобы соткать его вручную и отбелить, у женщин уходило полгода.

Работа была очень трудоёмкой. С течением времени марийки стали заимствовать белоснежные хлопчатобумажные ткани из русской культуры.

Зимняя одежда

зимний марийский костюмЗимняя одежда марийцев была из овчины: шубу шили из шкуры, а настриженную шерсть баранов пряли и ткали из неё тёплое сукно (штраш) и полусукно для кафтанов. Фасоны одежды были довольно простыми: рубашка выкраивалась как туника с небольшим воротниковым и боковыми разрезами. Рукав вшивался без проймы, просто встык соединялся с основной тканью. Не отличались сложностью фасоны кафтанов, они были прямоспинными либо с отрезной талией.

Чуть сложнее в покрое были женские шубы. У них присутствовали шов на плече и многосборчатость. В такой одежде было удобно работать и отдыхать в праздник, потому что она не стесняла движений.

Важно! По древним верованиям народа, вышивкой нужно было защищать от дурного глаза и болезней все края и отверстия: ворот, рукав, разрез, подол. Марийцы действительно расшивали очень плотно все детали костюма. Особенно много орнаментов в одежде женщин.

Аксессуары и обувь

Марийцы с вниманием относились к выбору головных уборов. В мужском гардеробе в качестве летнего убора классическими были валяные шляпы. Повседневный образ был дополнен черной шляпой, торжественный – белой. Позднее эти модели вытеснила фуражка. Зимой мужчины облачались в теплые шапки, изготовленные из овечьей шерсти и шапки-ушанки.

Если мужские головные уборы были вполне традиционными для современного человека, то женские отличались разнообразием фасонов, порой удивляющих и непременно запоминающихся. Замужние женщины носили каркасные головные уборы, к краям которых закреплялся платок. Нередкостью были и обычные платки, надеваемые для повседневности. Зимой дамы надевали высокие шапки с опушкой из лисы или бобра.

Говоря об обуви, традиционными моделями для мужчин и женщин считались лапти, кожаные сапоги и валенки. Первые были вариантом для повседневного образа. Кожаные сапоги из мягкой кожи носили совместно с лаптями или отдельно, но только для торжественных случаев, интересным решением было присборивание кожи на сапоге снизу. Валенки же для женщин и мужчин были теплой обувью для зимних холодов. Обеспеченные марийцы приобретали их фабричные варианты, дополненные искусной вышивкой.

Особенности женского костюма

традиционный марийский костюм

Отдельных слов, как всегда, заслуживает женский наряд, отличающийся красотой и неповторимостью. Костюмы народов Поволжья, марийский в частности, кроме специфического кроя имели и другие, характерные для средней России особенности – материал, из которого изготавливалась одежда (конопля и лен, лыко, валяные изделия). Использование в украшениях речных раковин, ближе к северу – речного жемчуга. Характерная для всего Поволжья нательная рубаха в марийском варианте в женском наряде отличается покроем рукавов и подола. Общий белый цвет наряда, как ни в каком другом костюме, богато украшен характерной марийской вышивкой (тур), очень плотной и четко очерченной. Кроме того, в ней закладывались сведения о хозяйке – принадлежность ее к определенной этнической группе, социальный статус. Иногда вышивкой покрывалась и спина какой-нибудь детали костюма. И конечно, у каждой локальной группы марийцев имелись различия в узорах, форме и расположении вышивки.

Современный марийский национальный костюм

Время не стоит на месте, и марийский национальный костюм претерпевает изменения, но даже в современный технологичный век он не теряет своей актуальности и популярности среди представителей народа мари. Все больше молодых людей надевают национальный костюм на свадьбы, праздники и торжественные мероприятия, тем самым показывая свою приобщенность к истории и культуре марийского народа.

Современный костюм мари немного отличается от традиционного и имеет несколько новых деталей одежды:

  • красная жилетка, украшенная монетами и орнаментом, надевается поверх белой туники с коротким рукавом и вышивается золотой вышивкой;
  • свадебный наряд невесты представляет собой укороченную (по колено) тунику и надетый поверх туники белый кафтан с зеленой вышивкой по подолу. Также наряд украшает растительный орнамент и разнообразные ленты;
  • праздничный женский костюм выглядит так: атласное платье с рукавами-воланами и нагрудник с растительным орнаментом.

Как бы ни менялся марийский национальный костюм, он всегда будет воспеваться и почитаться благодарными потомками, не забывающими о культуре и традициях своего народа.

Необходимые и яркие детали

Обязательными атрибутами женского костюма являются пояс, передник и нагрудник. Не надо говорить, что все эти детали старательно украшались. О поясах можно рассказывать очень долго. Чего только на них не вешали: карманы или кошельки, узкие однополосные и двуполосные полотенца, красивые кисти и кольца. Верхняя одежда подпоясывалась замысловатыми кушаками. Передники, как и другие детали костюма, вышивались и расшивались тесьмой, кружевом, украшались бисером и монетами. Нагрудник мог иметь различную форму, состоял он обычно из монет. Тонкости лучше рассмотреть на прилагаемых фотографиях. Марийский костюм очень красив. Марийские женщины удачно дополняли его украшениями – кольцами, серьгами и так далее.

Головной убор куклы

Информация от Makosh (см. комментарии под статьёй).8075.jpg

У девочек на фото (см. фото справа) уголочек торчит надо лбом, как у пионерской пилотки, хоть и приплюснутый, а у грядущей куклы всё плоско.

Этнограф из Самарского краеведческого музея написала, что наверно они имели ввиду шимакш — женский головной убор, но я видела только вариант закрепления платком. У самарских марийцев такого не встречала .

8076.jpgПро шимакш сама я знаю вот что: шимакш укреплялся на голове при помощи берестяного колпачка, который, в свою очередь, надевали на скрученный пучок волос. Луговые марийки носили шимакш на темени, а восточные надевали его почти на лоб. Шимакш покрывали холщовым платком или косынкой ( пылышмовичем ).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...