Традиционный якутский костюм — Википедия

Национальный костюм народов Якутии является ярким воплощением традиционных ценностей. Каковы исторические особенности классической одежды и элементов, присущих современной моде.

Описание[править | править код]

Сложившаяся в ХΙΙΙ веке якутская одежда сочетает в себе множество разнородных элементов[1]. Особенно ярко это проявляется в верхней одежде, где отмечается использование самых разных по фактуре и цвету материалов: разношерстый мех, сукно, жаккардовый шёлк, ровдуга, кожа. Костюм украшается орнаментальными вставками, бисером, металлическими украшениями и подвесками[2]. Претерпевая различные трансформации и модификации, под влиянием происходящих исторических событий в социальной и культурной жизни этноса, народный костюм сохраняет древнейшие художественные традиции[3].

Примеры первых якутских костюмов

История классической одежды якутов начинает отсчет с 13 века. Для утепления в холодных климатических условиях использовалась кожа диких животных. В целях украшения на ткани вышивался орнамент. После освоения способов работы со скотом базовым материалом стал мех, снятый с домашних животных. Он же использовался для поверхностного декорирования (создавались воротники и специфические манжеты). Дополнительно одежда украшалась нашивками из бархатной ткани. Самым старым элементом якутской моды признан костюм тангалай. Он отличался следующими особенностями:

  • изделие было изготовлено из сыромятной кожи;
  • на рукавах располагались вставки из натурального меха;
  • декорирование на уровне талии происходило посредством присоединения украшений из металла;
  • по бокам имелись разрезы.

Современные жители Якутии не используют подобные костюмы в повседневной жизни.

Построение лекал женского платья “халадай” 

Проще всего изготовить лекала костюма на базе готовых выкроек, подходящих вам по размеру и росту, которые можно взять из журналов мод, например, лекала простой блузки со втачным рукавом или платья. 

В нашем случае лекала женского платья халадай  выполнены на основе изделия полуприлегающего силуэта.

Работа выполняется по следующим этапам:

1. Сначала намечаются модельные линии платья – халадай: линии кокетки на полочке и спинке (приблизительно выше линии груди и лопаток), линия оборки по низу изделия (приблизительно чуть выше колена); на лекале рукава намечается линия притачивания манжеты (на уровне 10-12см) и произвольно-вертикальные линии разведения рукава;

2. Нагрудная вытачка на кокетке закрывается и переносится на стан полочки;

3. Стан полочки и спинки раздвигается по вертикали на необходимую ширину (в зависимости от тонины, толщины ткани от 1/2 до 2 раз);

4. Оборка также расширяется на нужную по модели ширину (в 1/2 раза или 2 раза);

5. Манжета рукава слегка расширяется по верхней линии (на 1см с обеих сторон), поэтому верхние и нижние линии манжеты переоформляются по кривой;

6. Рукав раздвигается методом «конического разведения», т.е. верхняя часть расширяется больше, чем нижняя (в зависимости от ткани и модели в 1/2 или 2 раза). Головка рукава поднимается по высоте приблизительно на 5-7см;

7. Воротник-стойка строится по расчетному методу: для этого проводится вертикальная и горизонтальная линия, по вертикали откладывается отрезок равный 3 см., по горизонтали – расстояние равное 1/2 обхвата шеи и соединяется по прямой. Затем по вертикали отмечается высота стойки (2-3см), от точки пересечения линии воротника и горизонтали поднимаем перпендикулярную линию, отмечаем высоту воротника (2-3см) и соединяем эти точки. Далее оформляем кривизну воротника-стойки, для этого от середины нижней линии воротника поднимаем перпендикуляр, отмечаем отрезок равный 1 см. и через эту точку оформляем кривую линию (верхняя линия оформляется точно так же).

Базовые лекала женской одежды

 Моделирование платья “халадаай” 

 Лекала платья “халадаай”

Как сшить якутское платье халадай

Лекала платья “халадай” состоят из следующих основных деталей:

  • кокетка полочки – 1 деталь,
  • кокетка спинки – 2 детали,
  • полочка – 1 деталь,
  • спинка – 1 деталь,
  • оборка – 2 детали,
  • рукав – 2 детали,  
  • манжета – 4 детали,
  • воротник -2 детали.

Примечание. Рюши выкраиваются по прямой в виде полоски. Длина полоски соответствует трем измерениям горловины (т.е. если горловина 20 см. то длина полоски 60 см.). Высота рюши от 2 см до 3 см. в готовом виде. Выкраивается двойная высота (т.е. 4 см или 6 см). Не забудьте, что лекала даются без учета шва, т. е. на швы прибавляете 1.5 см.

Современные разновидности кроя

Как и любая национальная одежда, костюмы Якутии отличаются видами кроя. Вещи могут быть разными, в зависимости от пола и возраста носителя, а также от региона его обитания.

Немного истории

Якутская одежда, как и костюмы любого народа, изменялась с течением времени. Так, изначально он изготавливался из замши, отделывался меховой опушкой, женский – декорировался вышивкой из бисера. Использовались металлические украшения.

С появлением русского населения, в костюме якутов появляются такие элементы, как складки, оборчатые рукава, манжеты, воротники. Они были взяты в основу якутскими мастерицами и трансформированы в соответствии с собственными традициями и особенностями.

  • Типичным примером воздействия народов Сибири на одежду якутов является женский халадаай. Женщины Орловской и Курской губерний носили подобную вещь под названием холодайка. Сохранилось даже созвучие в названии.
  • У народов Восточной Азии был заимствован халатообразный крой одежды с цельнокроеными рукавами. Такие костюмы женщины надевали летом.

Считается, что в XVIII веке костюм якута сформировался окончательно.

Виды якутских костюмов:

  • Повседневный – для работы, охоты, поездки.
  • Ритуально-обрядовый – шаманский, свадебный.
  • Нарядный – для праздников и гостевых посещений.

Интересно то, что на традиционные летние праздники якуты надевали зимнюю одежду. Основной причиной такого поведения являлось желание показать свою состоятельность и достаток. Серебряные украшения, дорогая меховая отделка, шелковая одежда – все это было доступно не каждому. Революционные события 917 года вытеснили этот обычай.

Появление в XIX веке мануфактур стало причиной появления в Якутии новых тканей – шелк, тафта, муар. Они стали доступны практически каждому жителю.

Материалы и конструкция[править | править код]

Якутская дохристианская одежда XVII-XVIII вв. изготавливалась в основном из природных натуральных материалов — кожи, замши, меха домашних животных, так как основным видом хозяйственной деятельности якутов, как тюркского народа, было табунное коневодство и разведение крупного рогатого скота[4]. Шкуры пушных зверей использовались для дополнительного утепления в зимних изделиях, в основном, в качестве отделки. Меховые полосы в два ряда нашивались по краю борта, низу изделия и рукава — приём оформления, обусловленный, прежде всего, холодным климатом и перенятый у северных народов[3]. Привозные шёлковые, шерстяные ткани, полученные путём натурального обмена, применялись в качестве отделки, так как были дорогими. Китайская хлопчатобумажная ткань «дабы» шла на нательную одежду, но её могли позволить себе только богатые люди. Бедные же люди изготавливали нательные и летние изделия (рубахи, халатоподобную одежду) в основном из тонких замшевых кож[5].

У многих народов в основе покроя изделий лежит прямолинейный крой, как наиболее рациональный и часто обусловленный формой и размерами материала[6]. Традиционный якутский крой в этом смысле не является исключением. Так, повседневные изделия в основном имеют прямокроеный стан и рукав. Женская одежда такого покроя, в отличие от мужской, декорируется или нашивками из прорезной кожи по кокетке или бисерными и меховыми полосами по краям борта и подола[7].

Женская одежда «кытыылаах сон»

Нарядная, праздничная одежда якутов, как правило, имеет более сложный покрой — обычно стан делают расширенным к низу, рукава имеют сборку по окату. Такой рукав называют «бууктаах», то есть, формы «буф», якуты заимствовали его из русской городской одежды, также как и отложные воротники[8]. Облегчённые кафтаны с асимметричной застёжкой, характерные для прибайкальских народов, носили зажиточные якуты. Пальто богато декорировалось по борту бисерной вышивкой, металлическими элементами и узкой полоской дорогого меха (См. изображение мужского кафтана)

Особый интерес с точки зрения заимствования культурных традиций костюмов других народов представляет халатообразное изделие из ткани дабы с цельнокроеными рукавами, которую носили женщины летом. Эти изделия сильно отличаются от перечисленных выше изделий своей конструктивной формой. Очевидно, крой перенятый у восточно-азиатских народов, не имел большого распространения и развития из-за нерационального расхода ткани[5].

Крой «оноолоох, бууктаах»[править | править код]

Женская одежда «таҥалай сон»

Наиболее распространенным и характерным для якутской одежды считается крой «оноолоох, бууктаах» — когда-то перенятый у русских военных и путешественников, но видоизменённый в соответствии с якутскими культурно-художественными традициями[8]. Такие изделия обязательно имеют складки по боковым и среднему шву спинки («оноо») и рукав со сборкой по окату («буук»). Пальто такого покроя носили как мужчины, так и женщины. Различие проявлялось в декоративном оформлении. У мужчин пальто шили из кожи или ткани дабы. Пальто из ткани имело бархатный воротник и манжеты. Женские пальто такого покроя изготавливалось из меха или замши, в зависимости от сезонного назначения. Варианты пальто из замши шили с декоративными вставками из сукна или шёлка. Если размер шкуры не позволял изготовить объёмную, удлинённую одежду, например зимнее пальто «сагынньях», комбинировали разные материалы — замшу, мех пушных зверей, ткани. Другая разновидность такого покроя называется «кытыылаах». Как вид верхней одежды он распространился значительно позже, с распространением мануфактурных тканей. Эти изделия отличались от «оноолоох» тем, что по краю борта, низа изделия и рукава нашивалась широкая двойная полоса из сукна. Такую одежду женщины носили в прохладные дни.

Костюм «хассыат, халадаай»

Наиболее древним считается крой одежды «таҥалай»[9]. Это изделие небольшого объёма, выполненное из ровдуги с меховой отделкой. Отличительные особенности этого изделия: меховая надставка в верхней части рукава; разрезы по боковым швам; декоративный элемент с металлическими подвесками на уровне талии по бокам. В разных вариациях подобное оформление присутствует во многих изделиях различного сезонного и функционального назначения. Наиболее ярким примером стиля «таҥалай» считается изделие с укороченным меховым рукавом, кокеткой, отлётным элементом по переду, богато декорированный бисером и металлической отделкой. По мнению некоторых исследователей, назначение одежды свадебное[6]. Эти изделия бережно хранились, передавались по наследству, как большую ценность[10]. Однако, этот крой в дальнейшем не получил развития. К началу XX века он практически исчез из употребления.

В дальнейшем на развитие традиционной якутской одежды повлияло распространение и широкое использование тканей. Этот фактор повлиял не только на крой одежды, но и на культуру одежды якутов в целом[11].

Особенности

Якутский национальный костюм обладает рядом особенностей:

  • Натуральные материалы. Для пошива одежды использовалась кожа, замша, мех. При этом мех в основном играл роль утеплителя. Нашитый на края рукавов, он препятствовал проникновению холода.
  • Крой. Якутский наряд имеет прямой крой. Такая необходимость вызвана опять-таки холодным климатом широт.
  • Украшения. Якутские женщины издавна славятся своим мастерством расшивать бисером одежду. Это искусство передается от матери к дочери. Кроме бисера использовали подвески, которые издавали легкий звон, отгоняющий злых духов.

Традиционный костюм для взрослых жителей Якутии

При изготовлении национальных нарядов для взрослых всегда применяются мягкие и практичные ткани:

  • ситец;
  • сатин;
  • шелк;
  • атлас.

Наиболее часто в обиходе используются кафтаны с широкими рукавами и поясом. На ноги надеваются кожаные штаны и меховые носки. В зависимости от погоды могут использоваться тканевые рубашки, закрепленные ремнем в области талии. Одежда предполагает поверхностное декорирование бисером. Традиционные представители якутской народности носили большое количество украшений. Традиционный костюм для взрослых жителей Якутии

Женский

Крой женских костюмов схож с мужскими аналогами. Отличия наблюдаются только в декоративных элементах. Гардероб коренной жительницы Якутии обязательно включает в себя аннах (ткань, прикрывающая лицо). Повседневная одежда изготавливается из прочных тканей в целях удобства. Наряды для праздников выполняются из атласа или шелка. Верхний наряд должен отвечать следующим требованиям:

  • сохранение тепла при максимально низких температурах;
  • наличие отличительных особенностей региональной культуры – шелковые и шерстяные орнаменты.

В классическом якутском гардеробе для женщин присутствуют:

  • рубашка из грубых элементов;
  • кожаные панталоны – для защиты тазового отдела;
  • шуба;
  • гетры, выполненные из натуральной кожи (без ступни);
  • шапка – шлем.

Наибольшую ценность имеют якутские национальные декоративные украшения. В 2020 году популярностью продолжает пользоваться традиционная бисерная отделка.

Примечания[править | править код]

  1. Стрелов Е. Д. Одежда и украшения якутки в половине 18 в.: (По археологическим материалам)// Сов. этнография. ─ Якутск, 1937. ─ Вып. 2-3. ─ С.75—99.
  2. http://www.yakutcostume.ru/ Архивная копия от 29 апреля 2013 на Wayback Machine Якутский костюм
  3. 1 2 Заболоцкая З. М. Использование народной одежды якутов в экодизайне современного костюма. : Автореф. дис. …канд. искусств. СПб., 2010. ─ 18с.
  4. Гоголев А. И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). ─ Якутск: Издание журнала «Илин», 1993. ─ 151 с.
  5. 1 2 Гаврильева Р. С. Одежда народа саха конца 17-середины 18 века. ─ Новосибирск: Наука, Сибирское предприятие РАН, 1998. ─ 144 с.
  6. 1 2 Серошевский В. Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. ─ 2-е изд. ─ М.: РОССПЭН, 1993. ─ 736 с.
  7. Костюм народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки/ Отв. ред. О. А. Сухарев. ─ М.: Наука, 1979. ─ 240 с.
  8. 1 2 Сухарева А. О. История среднеазиатского костюма. Самарканд (2-я половина XỊX — XX в.). ─ М.: Наука, 1982. ─ 141 с.
  9. Носов М. М. Художественные бытовые изделия якутов XVIII-начала XX в. Альбом / Ред.-сост. и авт.предисл. И. А. Потапов. ─ Якутск: Кн. изд-во, 1988. ─ 103 л.ил.
  10. Маак Р. К. Вилюйский округ. ─ 2-е изд. ─ М.: Яна, 1994. ─ 592 с.
  11. Одежда народов Сибири/ Н. Ф. Прыткова, Л. В. Хомич, Е. А. Алексеенко, Ч. М. Таксами, Г. М. Василевич. ─ Л.: Наука, 1970. ─ 222 с.

Ткани

Традиционная и авангардная мода в якутском стиле предусматривает использование классических материалов для пошива одежды:

  • сыромятная кожа;
  • грубый мех;
  • лоскут;
  • шкуры пушных зверей;
  • шелк;
  • сукно.

Ключевые особенности костюмов обуславливаются суровыми климатическими условиями и специфическими видами деятельности. Подавляющее большинство элементов гардероба, особенно присущих наиболее бедным слоям общества якутов, изготавливалось из замши.

Аксессуары и украшения

Украшения в основном используются якутскими женщинами. Традиционной моде, передающейся из поколения в поколение, присущи вышивки из бисера. До сих пор используются подвески, издающие легкий звон. В качестве головного убора применяются металлические обручи с ниспадающими элементами. Классические аксессуары:

  • накосник (сухуох) для волос – закрепляется ремешками, изготовленными из сыромятной кожи;
  • подвеска на грудь в виде черненного или позолоченного креста;
  • талисманы и обереги.

Орнаменты исторически используются в целях отражения социальных и возрастных отличий. В украшения закладывается ритуальное значение. У народностей Якутии считается, что звон металла может защищать владельца от любых напастей.

Одним из наиболее популярных способов идентификации одежды у северных народностей является мозаика, выполненная из меха. Композиции вырезаются от руки или по заранее изготовленному лекалу в виде геометрических фигур. Цвета выбираются максимально контрастные.

Аксессуары и украшения

Обувь

Как якут, так и якутянка используют унты в качестве повседневной обуви. Они шьются из шкуры оленя с применением войлока. Такая обувь позволяет обеспечивать комфорт при экстремальном температурном режиме (до – 50 градусов). Еще одним классическим вариантом является торбаза из кожи, сукна и шерсти. Для отделки применяется мех рыжей лисы или бобра. Самые популярные цвета – бежевый и серый. Женские разновидности подлежат обязательному украшению бисером и узорами на меху. В зависимости от качества изделия определяется социальный статус и степень достатка человека. Самым популярным и красивым вариантом считается геометрический орнамент, сделанный из металлических волокон. Особенности якутского национального костюма

Якутский национальный костюм в наши дни

Якутские костюмы в 21 веке отличаются более ярким оформлением. Используются национальные орнаменты и довольно смелые формы. В то же время, традиционная специфика не была утрачена. Новая интерпретация идей предлагает интересные образцы, способствующие формированию молодежной моды. Авангардный стиль отвечает мировоззрению нового поколения народностей Якутии. Традиционные одеяния используются только в дни праздников. С образцами повседневной моды можно ознакомиться в исторических и краеведческих музеях, а также на фото, где показана якутская национальная одежда. Модельеры стараются использовать обширный спектр тканей и разнообразных красочных фасонов. Несмотря на активное слияние исторических тенденций с новыми веяниями моды, до сих пор можно наблюдать прежние элементы костюма. Это особенно присуще платьям для свадебных церемоний и головным уборам.

Во всем мире известны якутские украшения из металлов драгоценного типа и классического бисера. Техника работы над изделиями в некоторых семьях сохранилась с самого первого поколения переселенцев. В процессе разработки новых моделей дизайнеры стараются опираться на элементы традиционных костюмов.

Особенности якутского национального костюма

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...