Белка серая и ее среда обитания

✅ Серая белка. Фото, описание, происхождение вида, особенности, характер, ареал обитания, питание, размножение, естественные враги, охрана ✔

Происхождение вида и описание

Фото: Серая белка

Восточная или каролинская серая белка (Sciurus carolinensis) попала к нам в Европу из Северной Америки. Вначале эти белки были завезены на Британские острова еще в середине 19 века. Постепенно этот вид распространился на всю Европу и Россию, встречается в лесах, парках, посадках, в русской тайге и лесостепных районах.

Предки серой белки назывались Iscbyromyides, который эволюционировал позже в Sciurides, проживали в Северной Америке более 40 миллионов лет назад. Из этого вида произошли современные грызуны, суслики, американские, японские белки-летяги и луговые собачки. Современному виду «Белка обыкновенная» Sciurus vulgaris всего около 3 млн лет.

Видео: Серая белка

В качестве домашних питомцев, белок заводили еще во времена Древнего Рима. В мифологии, легендах и сказках Индии и Германии, белка занимает особое место. Например, в немецкий бог Донар считал белку священным животным, благодаря огненной шубке. А в индийских сказаниях белка обладала силой осушить целый океан своим хвостом.

Название «белка» в переводе из греческого языка обозначает «тень, хвост», что очень подходит этому шустрому и проворному зверьку, который двигается как молния, оставляя только тень из-за пушистого хвоста. По-латыни серая белка звучит как Grey Squirrel (Sciurus carolinensis). В древнерусских текстах белка упоминалась как «векша».

Быстрому распространению способствовало отсутствие хищников, которые охотились бы на них как в Северной Америке. Климат в Европе более мягкий, зимы теплее, поэтому зверьки активно размножаются и захватывают новые территории. Восточную (серую) белку можно встретить на любом континенте, кроме Австралии и стран со Средиземноморским климатом.

Распространение

Ареал обитания находится в восточных и центральных штатах США и на юго-востоке Канады. Каролинские белки были завезены в Англию, Ирландию, Италию и ЮАР, где успешно акклиматизировались. Они стали вытеснять белок обыкновенных (Sciurus vulgaris) и многих певчих птиц, нарушая экологическое равновесие.

В 2016 году Еврокомиссия официально признала переселенцев инвазивным видом. Теперь самовольное разведение серых белок и их продажа запрещена на территории Евросоюза.

белка каролинская фото

В 1889 году 350 грызунов, привезенных из США, были выпущены на волю в графстве Бедфордшир в Восточной Англии. Сейчас численность их популяции оценивается в несколько миллионов особей. Все попытки ограничить ее рост пока закончились полным провалом.

Животные населяют лиственные и смешанные леса. Они безбоязненно селятся в садах и парках поблизости человеческих жилищ, но избегают открытых пространств. Чаще всего каролинские белки встречаются в низинах. В горах они наблюдаются на высотах до 900 м над уровнем моря.

Существуют 5 подвидов. Номинативный подвид распространен в штатах Северная и Южная Каролина.

Где любит обитать каролинская белка

Белка серая предпочитает лесные массивы, где растут буки и дубы, смешиваясь с елками и соснами. Площадь ей требуется не маленькая – около сорока гектаров. Но она прекрасно обосновывается в парках, где ее подкармливают люди в течение всего года, что очень важно для зверька, особенно зимой. В парках эти животные быстро привыкают к людям и перестают обращать на них внимание, спускаясь низко по стволу деревьев прямо на землю. Туристы в Англии бывают в восторге от того, что белка берет все из рук: орехи, гамбургеры, сэндвичи, печенье. Эти белки не любят собак, поэтому часто садятся на ветки довольно невысоко и забавно цокают, дразня песика, который не может до них добраться. В природе их врагами являются хищные рыси, койоты, орлы, ястребы и даже кошки.

Внешний вид и особенности

Фото: Животное серая белка

У серой белки длинное и мускулистое тело, короткие лапки с длинными когтями, на кончиках ушей нет кисточек, в отличии от рыжей белки. Задние лапки имеют пять пальцев, а передние только четыре, что помогает ей быстрее перепрыгивать с ветки на ветку. Длинные когти позволяют ей крепко удерживаться и не упасть с большой высоты дерева.

Вес взрослой особи около 1000 г., длина тела 32 см., они крупнее и агрессивнее своих сородичей – рыжих белок. В настоящее время почти вытеснила их из природного обитания. Окрас от светло-пепельного до темно серого, а брюшко белое, на лапах присутствует золотистый и рыжий цвет. Внешне невозможно отличить самца от самки, животные выглядят абсолютно одинаково.

Интересный факт: Длинный хвост составляет 2/3 её длины тела и помогает ей совершать прыжки на большие расстояние. Хвост является защитой от холода, жары и помогает держать равновесие. Прыжок длиною в шесть — метров-это вовсе не предел физических возможностей серой белки. Зимой и летом белка линяет и происходит смена шубки.

Готовясь к зиме, белка много ест, накапливает жир, в зависимости от сезона, мех становится гуще и теплее. Средняя продолжительность белки около пяти лет, некоторые особи доживаю до двенадцати лет, но только в неволе. В Северных регионах, где условия суровее, белки живут меньше, многие особи погибают от холода и болезней.

Серая белка очень активная, она постоянно движется в поисках пропитания. У нее большие и широко расставленные глаза, благодаря их расположению на мордочке у зверька широкий угол для обзора, поэтому она отлично видит опасность. Из-за красивого меха белка становится объектом для охоты и промысла. Особенно ценится мех молодняка.

Этимология

Родовое название , Sciurus , происходят от двух греческих слов, Skia , означающей тени, и Ора , означая хвост. Это имя относится к белке, сидящей в тени своего хвоста. Видовой эпитет , carolinensis , относится к Каролине , где вид впервые был отмечен и где животное по – прежнему очень распространены. В Великобритании и Канаде ее называют просто «серой белкой». В США «восточная» используется для отличия вида от западной серой белки ( Sciurus griseus ).

Где обитает серая белка?

Фото: Белка серого цвета

В качестве проживания, белка предпочитает селится в смешанных или хвойных лесах, желательно с большой площадью. Одна белка может занимать площадь до 4 гектаров. Лучше всего чувствует себя в умеренном климатическом поясе. Их нельзя встретить на равнинных и пустынных местностях, они избегают открытых пространств.

На поверхности земли белка чувствует беспокойство, поэтому при малейшем шорохе убегает на деревья. В качестве дома, серая белка выбирает дупло или заброшенные гнезда птиц. Если нет подходящего места, то может построить гнездо открытого типа, в развилке ветвей. В садах или парках она может поселится в скворечнике.

В жаркое время суток предпочитает спать в прохладном гнезде, а рано утром и вечером добывают пищу. Серая белка избегает прямых солнечных лучей и сырости. Это дневное животное, активно только в светлое время суток. Многие белки селятся поближе к людям, которые часто подкармливают их в специальных кормушках.

Жизнь в дупле

Если белкавыбрала себе дупло, то оно обычно располагается высоко: 7-15 метров от земли – это норма. Она подбирает такое место, чтобы рядом не находились гнезда диких пчел или куниц. Когда белка спит, то она укрывается пушистым хвостом.

Социальная структура и размножение

Фото: Серая белка животное

Серая белка рожает детенышей два-три раза в год. Самка становится половозрелой к году своей жизни. Начало течки начинается с весенним теплом. Самцы начинаю шумно ухаживать за самкой, преследуя ее и играя в «догонялки» по несколько дней. Во время гона, вокруг самки начинают ухаживания 3-4 самца. Самцы привлекают внимания, постукивая лапками и громко чавкают.

После многочисленных драк, остается самый сильный и крупный самец, который становится отцом её потомства. После спаривания самец активно делает метки на территории, а самка начинает строить сразу несколько гнезд. Внутри них она выстилает мягкую подстилку из мха, делая гнездо безопасным и уютным.

Основание гнезда для общей прочности делает из глины с грязью. У гнезда есть главный и запасной выход, чтобы в случае опасности легко и быстро можно было покинуть гнездо. Беременность у серой белки длится до 38 дней. Бельчата рождаются слепыми, лысыми и очень беспомощными, мать все время находится возле них и кормит своим молоком каждые 3-4 часа.

Обычно рождается от трех до десяти бельчат, но выживает из выводка всего несколько особей. Глаза у них открываются через 2-3 недели от рождения. Большинство погибает из-за любопытства, просто вываливаясь из гнезда, становясь жертвой хищников.

Интересный факт: Серая белка — очень заботливая мать. Если в гнезде заводятся блохи или другие паразиты, она переносит потомство в другое гнездо.

Бельчата становятся самостоятельны после девятой недели, они выходят из гнезда и начинают добывать себе пищу самостоятельно. При этом они еще какое-то время проживают в гнезде с матерью.

Естественные враги серых белок

Фото: Грызун серая белка

У этого вида все же не так много врагов, чем обусловлена быстрая заселяемость Европы, как у других грызунов. Их спасает скорость передвижения, чуткий слух и отличная реакция. Поймать белку можно только на земле, где она проводит очень мало времени. Чаще всего она становится жертвой лис и волков, которые терпеливо караулят свою добычу. На деревьях за ней охотятся куницы, дикие кошки и рысь.

На открытой местности она легкая добыча для хищных птиц: орла, сокола и коршуна. Из гнезда маленьких бельчат может стащить ворона или обычная домашняя кошка. Серая белка на протяжении поколений «разработала» свою стратегию выживания. Например, бегая вверх и вниз и по спирали, хищным птицам очень сложно поймать добычу. А используя для передвижения тонкие ветки, серая белка легко убежит от куницы.

Естественными врагами серой(каролинской) белки в Америке являются:

• койот;
  • серые лисы;
  • молодые волки;
  • орел;
  • беркут;
  • совы;
  • американская куница;
  • пираньи;
  • пума;
  • ястребы-тетеревятник.

Как видно из списка, в Европе отсутствует больше половины этих хищников, что сразу сказалось на популяции белок. От преследователя она легко может оторваться в прыжке на большое расстояние. Здоровое и сильное животное редко попадает в зубы к хищнику. Обычно это больные, ослабленные или совсем молодые белки. За ресурсы и пропитание белки конкурируют с бурундуками, мышами, зайцами. Но вблизи от человека, белка почти не имеет врагов, хищники в основном боятся людей, кроме кошек.

Примечания

1. Полная иллюстрированная энциклопедия. «Млекопитающие» Кн. 2 = The New Encyclopedia of Mammals / под ред. Д. Макдональда. — М.: Омега, 2007. — С. 441. — 3000 экз. — ISBN 978-5-465-01346-8.

Это интересно

Республика Абхазия на карте мира

Как меняется окрас зверька

В весенне-летнее время года белочка мимикрирует, и ее шерсть, негустая и жесткая, становится такой же рыжевато-бурой, как стволы и ветви деревьев. В это время охотники ею никогда не интересуются. К зиме она активно линяет. Шерстка становится густой, мягкой и пушистой. Кроме того, изменяется ее цвет – шкурка становится серой.

В Россию, к счастью, еще не завезли серую белку. Неизвестно, что из этого получилось бы. Ведь помнится, когда-то прибыл к нам из-за океана колорадский жук со всеми известными последствиями.

Литература

• Linzey, A.V., Timm, R., Álvarez-Castañeda, S.T., Castro-Arellano, I. & Lacher, T. 2008. Sciurus griseus. In: IUCN 2011  (англ.)
  • Leslie N. Garraway and B. J. Verts Sciurus griseus. Mammalian Species No. 474, pp. 1-7 (1994)  (англ.)

Литература

• Linzey, A.V., Timm, R., Álvarez-Castañeda, S.T., Castro-Arellano, I. & Lacher, T. 2008. Sciurus griseus. In: IUCN 2011 (англ.)
  • Leslie N. Garraway and B. J. Verts Sciurus griseus. Mammalian Species No. 474, pp. 1-7 (1994) (англ.)
modif.png

Эта страница в последний раз была отредактирована 27 сентября 2018 в 00:59.

Сколько живет

В естественной среде обитания продолжительность жизни белки составляет в среднем 4 года. Поскольку зверек ежедневно находится в поисках пищи и преодолевает большие расстояния, его организм быстро изнашивается. Подготовка к зиме и пережидание морозов тоже отнимают много сил у зверька.

В искусственных условиях срок жизни белки существенно увеличивается. Если животное получает ежедневную заботу, и у него отсутствует необходимость самостоятельно добывать пищу, оно способно прожить более 10 лет.

Интересный факт: в домашних условиях белки подвержены ожирению. Они не сжигают накопленные калории, поскольку целыми днями сидят в клетке. Проблема решается установкой колеса, в котором они могут бегать.

Популяция и статус вида

На данный момент белка не находится на грани исчезновения, и ее популяции ничего не угрожает. Численность особей на территории зависит от количества пищи. Например, в одном гектаре кедровых лесов обычно проживают 500-1000 белок. А в Подмосковье, на такую же площадь приходится всего 40-70 особей.

Интересное видео о белках

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.