Как рассказать ребенку, почему в природе одни существа едят других

Пищевая цепь – это последовательность того, кто кого ест в биологическом сообществе для получения питательных веществ и энергии, поддерживающих жизнедеятельность.

Автотрофы

Автотрофы или продуценты — это организмы, способные строить свои тела за счет неорганических соединений, используя солнечную энергию. К автотрофам относятся растения ( только растения).

Они синтезируют из СО2, Н2О (неорганические молекулы) под воздействием солнечной энергии — глюкозу (органические молекулы) и О2. Они составляют первое звено в пищевой цепи и находятся на 1 трофическом уровне. Для растений пищей являются крахмал и питательные вещества, которые добываются из почвы и солнечного света. Им не нужно заниматься поисками пропитания, достаточно будет просто использовать свои собственные врожденные способности и особенности для получения необходимых питательных веществ, обеспечивающих рост и развитие.

Итак, автотрофы — это растения, которые добывают себе пропитание из дождя, почвы и солнечного света. Важную роль в снабжении клеток питательными и минеральными веществами играет фотосинтез (использование света), а также хемосинтез (химическая энергия). В ходе этих сложных процессов «сырые» питательные вещества и полезные ископаемые преобразовываются в специальные клетки, которые поглощают солнечный свет и трансформируют его в энергию. Автотрофы также именуются производителями.

В природе известны два типа автотрофов:

  1. Фотоавтотрофы. К данному виду относятся живые существа, участвующие в фотосинтезе – растения, преобразующие солнечную энергию в сложные комбинации. То есть они производят питательные вещества, полученные из углекислоты вследствие работы фотосинтеза. По подобному принципу живут и водоросли с цианобактериями.
  2. Хемоавтотрофы. Благодаря химическим взаимодействиям неорганических соединений, происходит поступление органических веществ в организмы экосистемы. Этот процесс носит название “хемосинтез”.

Практически все продуценты — фотоавтотрофы, т. е. зеленые растения, водоросли и некоторые прокариоты, например цианобактерии (раньше их называли сине-зелеными водорослями). Роль хемоавтотрофов в масштабах биосферы пренебрежимо мала. Микроскопические водоросли и цианобактерии, составляющие фитопланктон, являются главными продуцентами водных экосистем. Напротив, на первом трофическом уровне наземных экосистем преобладают крупные растения, например деревья в лесах, травы в саваннах, степях, на полях и т. д.

Что такое пищевая цепь?

Пищевая (трофическая) цепь – это последовательность того, кто кого ест в биологическом сообществе (экосистеме) для получения питательных веществ и энергии, поддерживающих жизнедеятельность. При рассмотрении круговорота веществ в экосистеме необходимо учитывать три основные группы организмов: продуценты, консументы и редуценты. Ниже вы сможете более подробно ознакомится с каждой из этих трех групп.

Читайте также: Отличие пищевой цепи от пищевой сети в экосистеме

Типы пищевых цепочек

В природе чаще всего в цепи питания животных 3 звена. Но есть еще другие схемы, где звеньев больше. Вверху цепочки всегда стоят хищники. В самом ее конце находится суперхищник, у которого в дикой природе нет врагов. Им может быть, например, белая акула, бурый медведь или амурский тигр. Обычная схема цепи:

Кто что ест цепи питания (окружающий мир 3 класс)

  • Первое звено цепи — это растения или простейшие (одноклеточные организмы). Поглощают энергию солнечных лучей, разлагающиеся остатки в почве и полезные вещества, находящиеся в природе. Растениям или бактериям не нужно непосредственно кого-то есть.
  • Второе звено — животные, которые питаются этими простейшими или микроорганизмами. В этом ряду находятся растительноядные: насекомые и грызуны, птицы и рыбы.
  • Третье звено — хищники. Они поедают тех, кто питается растениями. Если мышь кормится зерном, то существует тот, кто охотится на нее: сова, куница или змея.

Связь флоры и фауны

Стандартный пример линии питания: растение — заяц — лиса. Заяц поедает кору деревьев, а лиса охотится на грызуна и питается им. Лису никто не ест, так как она рождается хищником и оказывается вверху ряда. Заметим, что представитель сильного звена, находится над всеми и поедает более слабого. Человек значится наивысшим звеном, он добывает животных в процессе охоты. Существует две модели цепи:

Цепи питания 3 класс окружающий мир

  1. Цепь поедания, или пастбищная. Начинается с зеленого или древесного растения, состоит из трех или пяти организмов. В процессе жизнедеятельности одни животные, небольшие по величине, поедают траву и листья деревьев, а другие питаются этими животными. Пример: овес — заяц — лисица.
  2. Цепь разложения. Начинается с мертвой органики. Звеньями становятся разлагающиеся продукты питания и организмы, их употребляющие. Пример: опавшая листва — дождевой червь — соловей — ястреб или сгнивший гриб — слизняк — лягушка — утка — волк.

В природе организмы тесно связаны друг с другом. Растения, грибы, животные и птицы живут в сообществе. Если хотя бы одно звено выпадет из схемы питания, — это становится угрозой для всех. Так как они просто не найдут себе пищу. Пример: подорожник — гусеница — крот — ястреб.

Казалось бы, намного приятнее жить без комаров, змей и лягушек. Но они представляются важными звеньями в линии питания. Без насекомых, земноводных и хищников нарушилось бы экологическое равновесие. Получается, все организмы одинаково важны и нужны.

Примеры моделей пищевых линий

Цепи питания 3 класс окружающий мир

Пищевая линия у насекомых имеет свои отличия. В такую последовательность включены два звена насекомых, когда привычных человеческому взгляду бабочку или тлю, поедают более массивные хищные насекомые — жужелица, стрекоза, паук. А уже большие по размеру крылатые становятся пищей для небольших по величине грызунов вроде мыши или зайца, или земноводных, таких как лягушки. Пример: ромашка — тля — стрекоза — ящерица — змея — цапля.

Модель питания у животных состоит из 3−5 звеньев. Теплокровные, которые питаются травой, семенами, листьями и корой деревьев называются растительноядными. Те, кто ест крылатых и шестиногих, называются насекомоядными. На добычу покрупнее охотится хищник, пример, волк и лиса — плотоядные. Пребывают в наличии и всеядные животные, — они едят растения и другие живые или мертвые организмы. Пример: орех — белка — норка — лиса.

Как рассказать малышу о пищевой цепочке

Дети, живущие в сельской местности, рано узнают про жизнь животных. Ведь их окружают домашние питомцы, ребята ходят с родителями в лес. Такие малыши обычно легко и естественно сами делают выводы об устройстве окружающего мира. Они понимают, что одни животные съедают других, чтобы выжить.

К примеру, прогуливаясь в лесу, ребёнок видит, как большой уж заглатывает лягушку. Катаясь на лодочке со взрослыми по озеру, малыш наблюдает чаек, высматривающих в воде рыбу, а затем хватающих её клювом. Когда мама разделывает щуку, которую поймал папа, в животе у неё оказывается более мелкая рыбка.

Уж заглатывает лягушку в траве

Дети, живущие в сельской местности, постигают понятие пишевой цепочки естественно и незаметно

Сложнее приходится городским детям, многие из которых видели того же ёжика и лисицу только на картинках или в зоопарке. Здесь уже родители должны постараться деликатно объяснить понятие пищевой цепи, чтобы не травмировать психику ребёнка.

Рассказ можно выстроить примерно так:

  1. Энергия солнца пронизывает всё живое на Земле, она передаётся по цепочке от растений к травоядным животным, а затем от них — к хищным. Так, травка питается солнечными лучами, она растёт, становится сочной. Потом её съедает мышка.
  2. Мышка тратит энергию на своё движение, дыхание и другие важные жизненные процессы. Зверёк даёт потомство — много маленьких мышек.
  3. Мышку съедает лиса, ведь ей тоже нужна энергия, чтобы расти, дышать, двигаться и пр. Конечно же, та мышка была не единственной, кроме неё, остаётся много других мышек.

После такого объяснения нужно задать малышу вопросы на закрепление, например, «что будет, если на лугу не вырастет травка?», «сколько должно быть травы и мышек, чтобы никто из участников пищевой цепочки не умер от голода».

Главное — чтобы ребёнок понял, что животное, съедающее другое животное, — это не злодейский злодей, а обычное живое существо. Оно следует естественным законам природы, ведёт себя так для того, чтобы выжить, дать потомство.

Примеры разных пищевых цепочек

Ребёнок должен понять, что одни живые существа питаются другими для того, чтобы выжить, дать потомство, а не потому что они злодейские злодеи

Когда ребёнок усвоит суть пищевой цепочки, взрослый приводит ему другие многочисленные примеры:

  1. Греет солнышко — растёт осина — заяц ест её кору — волк съедает зайца.
  2. Греет солнышко — растёт берёза — листья берёзы ест гусеница — гусеницу ест дятел — дятла ест лиса.
  3. Греет солнышко — в озере растут водоросли — мелкая рыба ест водоросли — щука съедает мелкую рыбку.
  4. Греет солнышко — растёт травка — травку ест антилопа — антилопу съедает лев.

Также на прогулке малышу нужно показывать, как птицы ловят мошек в воздухе, уточки в городском пруду съедают водных насекомых. Конечно же, нужно обязательно читать детям рассказы о природе В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина, Л. Толстого (там так или иначе затрагивается данная тема).

Книги о природе Бианки, Сладкова, Чарушина и пр

Конечно же, на помощь родителям придут детские книги отечественных классиков и природе

Цепь питания в лесу

Лесами различного рода покрыто довольно много поверхности суши. Это – легкие и инструмент очищения нашей планеты. Не зря многие прогрессивные современные ученые и активисты выступают сегодня против массовой вырубки лесов. Цепь питания в лесу может быть довольно разнообразна, но, как правило, включает в себя не более 3-5 звеньев. Для того чтобы понять суть вопроса, обратимся к возможным составляющим данной цепи.

цепь питания в лесу

Подумай, на какие группы можно разделить животных по особенностям их питания.

Всех животных можно разделить на четыре группы.
Растительноядные едят растения, насекомоядные — насекомых, хищные — других животных, а всеядные могут есть любую пищу.

Изготовьте модели цепей питания, представленных в учебнике. Проверьте друг друга с помощью иллюстраций и текста учебника. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали моделей.

Составим модели двух цепей питания, представленных в учебнике.

Первая: осина — заяц — волк.

Вторая: жёлудь — лесная мышь — сова.

Местообитание

Ястреб может пикировать с высоты или приземляться аккуратно и неторопливо.Селятся ястребы практически везде, но предпочтение в выборе места жительства отдают хорошо просматриваемым местам. Это могут быть как лес, горный массив или степь. Главное, чтобы было более-менее высокое дерево, где можно построить гнездо, при этом не имеет никакого значения, хвойное это или лиственное дерево. Некоторые виды ястребов один раз строят гнездо и пользуются им до тех пор, пока оно не начинает разваливаться. Другие каждый год устраивают стройку, при этом могут отличаться непостоянством, то есть в один год веточки будут аккуратно уложены, дно гнезда устлано мхом, в другой год – ветки накиданы кое-как, и про мох даже не вспоминается.

Обозревая свою территорию с самой высокой ветки дерева, ястреб тщательно следит за тем, чтобы в угодья не залетели крылатые хищники. При этом лояльно относится к остальным животным.

Типичные ошибки родителей

Некоторые взрослые, опасаясь слишком бурной реакции своего чада, начинают уходить от его вопросов по данной теме, пытаются отвлечь малыша, переводят всё в шутку. Это в корне неправильно, ведь для гармоничного развития, формирования устойчивой психики ребёнок имеет право знать правду в том возрасте, в котором он дозрел до формирования вопроса.

Его просто засмеют другие ребята в детском саду или во дворе, когда разговор пойдёт о животных, а малыш начнёт доказывать, что, например, лиса не ест зайчиков, а дружит с ними. В результате доверие к маме и папе будет подорвано. Кроме того, занятия на подобную тему проводятся в дошкольном учреждении: и знания, которые даёт воспитатель, не должны расходиться с родительским объяснением.

Ещё одна ошибка — придумывание небылиц. Например, «кошка ест не всех мышек, а только плохих», или «только плохие кошки ловят голубей». Ребёнок не должен так воспринимать животных, ведь та же кошка по природе своей является хищником, и об этом надо рассказывать.

Следует предостеречь и от другой крайности — когда родители объясняют ребёнку всё очень детально и подробно, специально показывают в зоопарке процесс кормления одних животных другими (ведь бывает в зверинцах устраивают, например, шоу кормления питонов живыми грызунами и пр.). Психику малыша, выросшего в чисто городских условиях, такое зрелище может травмировать.

Кролики в вольере с питоном в зоопарке

Не нужно ударяться в крайности и специально показывать ребёнку, как одни звери едят других, например, водить в зоопарк на шоу кормления питонов

Обсудим!

Почему цепи питания начинаются с растений?

Любая цепь питания начинается с растений, потому что только растения являются производителями органической пищи, только они могут производить питательные вещества из углекислого газа и воды, неорганических веществ.

Что произошло бы, если на Земле не осталось бы лягушек, змей, сов, стрекоз?

Если бы на земле не осталось лягушек, то змеям нечего стало есть, и они вымерли. Зато развелось бы много комаров.

Если бы не осталось змей, лягушки расплодились и им стало не хватать пищи. Они тоже начали бы вымирать.

Если бы не осталось сов, расплодились мыши и погибли урожаи на полях.

Если бы не осталось стрекоз, то расплодились в огромных количествах комары и мухи, которые могут быть переносчиками различных заболеваний. А птицы, которые питаются стрекозами, вымерли бы от голода.

О чем говорит длина цепи питания

Исследование длины цепи питание дает ученых ответы на многие вопросы, например, о том, насколько благоприятна среда обитания животных. Чем благоприятнее среда обитания, тем длиннее будет природная цепь питания в силу обилия различных животных, служащих пищей друг другу. Но самая длинная цепь питания у рыб, и других обитателей океанических глубин.

Энергия

Самой важной задачей функционирования пирамид питания является энергообмен между организмами в природе. При этом неизбежны огромные потери энергии, поскольку производится она лишь на первом этапе, а дальше только поглощается. При каждом поглощении изрядная часть ее (90 % — по правилу Линдемана) испаряется, отдавая тепло, а оставшееся обеспечивает жизнедеятельность каждого нового поглотителя. Как правило, эти последовательности фиксируют энергопоглощение за определенный период времени.

Наглядно описываемый процесс демонстрирует пирамида энергетических потоков. Пирамида данного вида – это оригинальная графическая модель, на которой отображается количество энергии, заключенной в каждом звене трофического уровня системы питания в определенной экосистеме. С повышением ступени показатели снижаются. Такой тип пирамид наиболее точно передает представление об организации природных сообществ, функции каждого их элемента, поскольку показывает скорость, с которой биомасса пищи проходит сквозь линейную систему питания в природе.

1942 г. Р.Линдеман - закон пирамиды энергии (или закон 10 ...

Уровни пищевой цепи

Автотрофы не зависят от других организмов, они сами являются основным производителем и занимают начальный уровень пищевой цепочки. Травоядные животные, которые питаются автотрофами, занимают второй трофический уровень. Далее располагаются всеядные и плотоядные гетеротрофы. Наконец, на вершине цепи питания находится человек, который использует для пропитания как первых, так и вторых. Биологические организмы автотрофы и гетеротрофы — это два типа биотических компонентов экосистемы, которые взаимодействуют друг с другом. Все живые организмы могут быть классифицированы как автотрофы или как гетеротрофы. В экосистеме поток энергии от одного организма к другому определяется понятием пищевой цепи.

Все пищевые цепочки начинаются на уровне производителя. Основные потребители едят производителей для получения энергии. Основные потребители съедаются вторичными потребителями- вторичных потребителей едят третичные потребители и так далее.

Пищевая цепочка – линейная иерархия живых существ, передающая питание и энергию от автотрофов к высшим животным. Определенное положение, занятое организмом в тот или иной момент пищевой цепи, носит название трофический уровень.

Каждый организм, зависящий от следующего организма в плане пропитания, формирует линейную последовательность, через которую энергия переходит от одного организма к другому. Проще говоря, пищевая цепочка показывает, кто кого ест. Следует особо отметить, что один и тот же биологический вид может занимать несколько трофических уровней. Например, если он употребляет в пищу мясо травоядных животных, он является консументом второго порядка, но если он питается и растительностью, то выступает одновременно и в качестве консумента первого порядка.

Примеры цепей питания в лиственно-хвойном лесу:

кора березы —> заяц —> волк —> редуценты;

древесина —> личинка майского жука —> дятел —> ястреб —> редуценты;

опавшая листва (детрит) —> черви —> землеройки —> сова —> редуценты.

Пищевые цепи в лесу

Внутри экосистемы содержащие энергию органические вещества создаются автотрофными организмами и служат пищей (источником вещества и энергии) для гетеротрофов. Типичный пример: животное поедает растения. Это животное в свою очередь может быть съедено другим животным, и таким путем может происходить перенос энергии через ряд организмов — каждый последующий питается предыдущим, поставляющим ему сырье и энергию. Такая последовательность называется пищевой цепью, а каждое ее звено — трофическим уровнем (греч. trophos-питание). Первый трофический уровень занимают автотрофы, или так называемые первичные продуценты. Организмы второго трофического уровня называются первичными консументами, третьего — вторичными консументами и т. д. Обычно бывает четыре или пять трофических уровней и редко больше шести.

Схема уровней пищевой (трофической) цепи

Итак, рассмотрим существующие трофические уровни:

Первый

Автотрофы (первичные продуценты). Первичными продуцентами являются автотрофные организмы, в основном зеленые растения. Некоторые прокариоты, а именно сине-зеленые водоросли и немногочисленные виды бактерий, тоже фото — синтезируют, но их вклад относительно невелик. Фотоавтотрофы превращают солнечную энергию (энергию света) в химическую энергию, заключенную в органических молекулах, из которых построены их ткани. Небольшой вклад в продукцию органического вещества вносят и хемосинтезирующие бактерии, извлекающие энергию из неорганических соединений.

В водных экосистемах главными продуцентами являются водоросли — часто мелкие одноклеточные организмы, составляющие фитопланктон поверхностных слоев океанов и озер. На суше большую часть первичной продукции поставляют более высокоорганизованные формы, относящиеся к голосеменным и покрытосеменным. Они формируют леса и луга.

Второй

Второй уровень цепи занимают первичные консументы, которые питаются первичными продуцентами, т. е. это травоядные животные. На суше типичными травоядными являются многие насекомые, рептилии, птицы и млекопитающие. Наиболее важные группы травоядных млекопитающих — это грызуны и копытные. К последним относятся пастбищные животные, такие, как лошади, овцы, крупный рогатый скот.

В водных экосистемах (пресноводных и морских) травоядные формы представлены обычно моллюсками и мелкими ракообразными. Большинство этих организмов — ветвистоусые и веслоногие раки, личинки крабов, усоногие раки и двустворчатые моллюски (например, мидии и устрицы) — питаются, отфильтровывая мельчайших первичных продуцентов из воды. Вместе с простейшими многие из них составляют основную часть зоопланктона, питающегося фитопланктоном. Жизнь в океанах и озерах практически полностью зависит от планктона, так как с него начинаются почти все пищевые цепи.

К первичным консументам относятся также паразиты растений (грибы, растения и животные).

Третий

Следующее, третье звено в пищевой цепи принадлежит животным, поедающих других травоядных зверей. Это плотоядные животные, хищники, которые охотятся и убивают жертву или те, которые питаются падалью (грифы) или паразиты, которые меньше своих хозяев (блохи, комары и т. п.). К данному классу относится, например, змея, питающаяся как зайцами, так и грызунами.

Четвертый

О четвертом уровне трофической цепи можно говорить, когда животного из третьей трофической стадии (например лису) поедает более крупный зверь (например, волк). В типичных пищевых цепях хищников плотоядные животные оказываются крупнее на каждом следующем трофическом уровне. Любая пищевая цепочка заканчивается на хищнике или же суперхищнике – самом сильном животном, не имеющего “врагов”, равных ему по размеру, весу и силе (медведь, крокодил, акула). Таких представителей относят к “хозяевам” своих природных условий существования.

Пятый

Замыкающим звеном пищевой цепи обычно являются редуценты — микроорганизмы, которые разлагают органические вещества. Это сапрофиты (обычно, бактерии и грибы), питающиеся органическими остатками мёртвых растений и животных (детритом). Детритом могут также питаться животные – детритофаги, ускоряя процесс разложения остатков.

Цепь питания не может состоять из шести и более звеньев, так как каждое новое звено получает только 10% энергии предыдущего звена, еще 90% теряется в виде теплоты.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • -yVIljPgmnY.jpg?size=50x0&quality=96&crop=0,19,828,828&sign=d4ff20c1164763178dd60629090a8a99&c_uniq_tag=meOsCVXcJnqjrJOJdXHVdHJqSSnEsMSwBi0lmYq1Vtk&ava=1

    Гульжан Жусупова

    8/10

  • hhpUwJP1epw.jpg?size=50x0&quality=96&crop=57,129,364,364&sign=549009e258be024b71064b61ea399556&c_uniq_tag=VpFVha15PQOTijFIE4-pdNo49vsnmVpd9FGH22JXt6A&ava=1

    Ирина Иванова

    10/10

  • e_684c0cef.jpg?ava=1

    Юрий Козуб

    10/10

  • K5u7DiEPQkA.jpg?ava=1

    Карина Телухина

    10/10

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 773.

obrazovaka.ru

Доска почета

Чтобы сюда попасть – пройдите тест

Значение пищевой цепи

  1. Исследования пищевой цепи помогают понять кормовые отношения и взаимодействие между организмами в любой экосистеме.
  2. Благодаря им, есть возможность оценить механизм потока энергии и циркуляцию веществ в экосистеме, а также понять движение токсичных веществ в экосистеме.
  3. Изучение пищевой цепи позволяет понять проблемы биоусиления.

В любой пищевой цепи, энергия теряется каждый раз, когда один организм потребляется другим. В связи с этим, должно быть намного больше растений, чем растительноядных животных. Автотрофов существует больше, чем гетеротрофов, и поэтому большинство из них являются растительноядными, нежели хищниками. Хотя между животными существует острая конкуренция, все они взаимосвязаны. Когда один вид вымирает, это может воздействовать на множество других видов и иметь непредсказуемые последствия.

Природа Мира

Природа Мира

Остались вопросы? Пиши! Мы с радостью на них ответим!

Задать вопрос

Не все нашли? Используйте поиск по сайту ↓

Еще тесты

  • Анатомия
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Биология
  • Литература
  • История
  • Педсовет
  • Естествознание
  • Финансы и кредит
  • Правоведение
  • Товароведение
  • Экономика
  • Социология
  • Маркетинг
  • Обществознание
  • Культурология
  • Математика
  • Философия
  • Русский язык
  • Психология
  • Политология
  • Делопроизводство
  • Бухгалтерия
  • ОБЖ
  • Орфография
  • География
  • Биографии
  • Физика
  • Пунктуация
  • Краткие содержания
  • Химия
  • Менеджмент
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...