Почему происходят извержения вулканов? Причины, фото и видео – «Как и Почему»

Что являет собой жерло вулканов? Детальное описание процесса извержения. Классификация и краткая характеристика наиболее распространенных вулканов.

Что такое вулкан и его извержение

Вулкан в классическом виде – возвышенность, имеющая отверстие, уходящее вертикально через земную кору вглубь планеты. Однако это не всегда возвышенности, бывают вулканы незначительно поднятые над окружающим рельефом, а бывают вообще плоские. Главное их отличие от обычных гор – способность извергать магму – внутреннее раскаленное содержимое планеты, имеющее силикатный состав и вязкую консистенцию.

Извержение

Строение вулкана можно назвать примитивным:

1. Кратер – отверстие воронкообразной или чашеобразной формы на вершине или на склоне горы. Его диаметр может достигать десятков и сотен метров. Некоторые давно потухшие кратеры закрыты озерами или возвышенными образованиями.
  2. Жерло – идущий от кратера вертикально (реже наклонно) вглубь планеты канал. Чаще всего он имеет цилиндрическую форму.
  3. Магматическая камера – место накопления магмы под земной корой, куда выходит жерло.

Строение

Вулканы имеют разное строение, какая-то из вышеописанных частей может отсутствовать. Но классическое образование рельефа имеет коническую форму, состоит из трех указанных элементов. Магма, излившаяся из жерла и вступившая в реакцию с кислородом, называется лавой.

Вулканы делятся на несколько типов по разным критериям. По активности выделяют:

• активные – извергавшиеся в период развития цивилизации (высок риск нового пробуждения);
  • спящие – долго не извергавшиеся (средняя вероятность пробуждения);
  • потухшие – извергавшиеся давно по планетарным меркам (вероятность возобновления активности приближается к нулю).

По форме извергающиеся образования бывают:

1. Шлаковые – самые распространенные. Вышедшая лава застывает, стекая по склону. В результате после каждого извержения возвышенность становится все больше.
  2. Купольные. Если магма слишком вязкой консистенции, она не стекает по склонам, а застывает в области кратера, формируя куполообразную структуру. Выходящие из земных недр газы разбивают купол.
  3. Щитовые. Имеют чашеобразную и щитообразную форму. Пологие склоны образованы траппами – базальтовыми потоками.
  4. Стратовулканы. Выпускают смесь раскаленных газов, лавы, пепла и каменных осколков. Склоновое покрытие представляет собой каменно-лавовые слои.

В год на планете отмечается около 50 извержений. Исход магмы из недр планеты поэтапный. Далее приводится описание этапов извержения:

1. Внезапное начало. Внешних предвестников извержения нет. Только сейсмографы улавливают незначительные подземные колебания.
  2. Выход содержимого. Из жерла вырываются газы температурой до 800°C и клубы пепла. Раскаленное газовое облако уничтожает все живые организмы в радиусе десятков и сотен километров. Вытекшая лава, температура которой достигает 1500°C, сжигает почвенный слой, распространяется на расстояние до нескольких сотен километров.
  3. Пепельный дождь. Если в месте извержения дождливая погода, то могут пойти осадки, состоящие из воды, пепла и частиц пемзы.
  4. Лава застывает, образует темный толстый покров. Под таким покровом могут быть погребены города и поселки.

Ученые насчитывают на планете около 1500 вулканов, находящихся на суше. Количество морских образований неизвестно. Вулканическая активность на дне морей и океанов становится причиной появления новых островов. Известно, что в результате извержения подводных вулканов и активного выброса магмы над океанической поверхностью образовались Канарские и Гавайские острова.

Гавайи

Один из островов Гавайского архипелага

Больше всего подводных вершин отмечено в Тихом океане. Тихоокеанское огненное кольцо окаймляет Тихоокеанскую литосферную плиту, отличающуюся высокой подвижностью, постоянно сталкивающуюся с прилегающими плитами.

Самый высокий потухший вулкан – чилийский Охос-дель-Саладо (6890 м). Самый высокий активный – расположенный в Андах пик Льюльяйльяко (6720 м). Самый крупный наземный – гавайский Мауна-Лоа (75 тысяч км3). Самый крупный подводный – Таму на дне Тихого океана (занимает площадь 260 тысяч км2).

Извержение Везувия — 79 год

Именно без Везувия, название которого тесно связано в памяти многих с названием города Помпеи, рассказ о вулканах был бы неполным.

Этот вулкан существует сотни тысяч лет и за это время извергался не менее 50 раз, но самая известная его активность произошла в 79 году нашей эры, когда и были похоронены Помпеи, а вместе с ними Стабии, Геркуланум и некоторые другие более мелкие римские города. Все их засыпало толстым слоем вулканического пепла.

11177254.jpg
Когда-то Помпеи можно было назвать процветающим городом, но Везувий решил иначе.

В результате этого погибли около 2 000 человек (при плотности населения того времени это очень много), а города стали непригодными для жизни на сотни лет. Только в 1748 году исследователи обнаружили, что город Помпеи отлично сохранился под пеплом, что дало много важной информации для изучения быта людей того времени.

Этому извержению предшествовало сильное землетрясение в регионе Кампания в 63 году. А по свидетельствам современников события, за несколько недель до извержения уже сам Везувий еще раз предупредил жителей о готовящейся катастрофе, выбросив в небо небольшой столб пепла. Вот только это мало кого напугало.

Если извержение Везувия повторится с той силой, на которую он способен, что вполне возможно, это будет угрожать жизни трех миллионов человек, которые живут в его окрестностях . При этом относительно небольшое извержение этого вулкана произошло в 1944 году, когда 26 человек погибли от обрушения крыш под тяжестью пепла на них.

43135294.jpg
Так трагедию изобразил Карл Брюллов на своей картине «Последний день Помпеи».

Что такое вулкан?

Внешне вулкан напоминает гору. Внутри него есть геологический разлом. В науке вулканом принято называть образование из геологической породы, расположенное на поверхности земли. Через него наружу извергается магма, которая очень сильно раскалена. Именно магма впоследствии образует вулканические газы и камни, а также лаву. Большая часть вулканов на земле образовалась несколько столетий назад. Сегодня на планете изредка появляются новые вулканы. Но происходит это намного реже, чем раньше.

Извержение вулкана

Наша планета чем-то напоминает яйцо: в центре ядро, над ним вязкая мантия, а над ней твердая «скорлупа» — литосфера. По мере углубления температура возрастает, а потому из-за разности температур происходит как бы «смешивание» вещества. Температура мантии хоть и колоссальна — тысячи градусов, однако под давлением она приобретает вязкость, что-то наподобие смолы. Другими словами, «скорлупа» погружена в мантию и плавает в ней нижней своей частью. Согласно утверждению ученых, извержение является следствием дегазации магмы.

Это легко объяснить на простом примере: если хорошенько встряхнуть бутылку минералки, а затем резко открыть, то из нее вырвется струя газов и воды. Каждый вулкан содержит две части: канал и резервуар с магмой. Соответственно, при достижении критического давления происходит извержение.

Причины извержения вулканов (вулканизма)

Литосферные плиты и вулканыЛитосферные плиты и вулканы

Основная причина вулканизма – внутренне строение нашей планеты. Вы же помните с курса школьной географии, что нутро Земли – трехслойное. В него входят: ядро, мантия, земная кора. Верхняя часть мантии – астеносфера, имеет жидкую консистенцию. Именно она прорывает «оковы» земной коры и периодически «выползает» на поверхность Земли.

Почему прорывает? Земная кора не сплошная. Она разбита на блоки. Похоже на треснувшую, но не опавшую со сваренного вкрутую яйца скорлупу. Кстати, блоки называются литосферными плитами. Они медленно скользят по металлизированной жидкой магме – сходятся и расходятся, сталкиваются и наезжают один на другой.

Литосферные плиты ЗемлиЛитосферные плиты Земли

Учитывая то, что литосферные плиты достаточно тяжелые – 5-80 км толщи горных пород, они осуществляют давление на жидкую магму. Поэтому при первой возможности – появившемся зазоре между двумя блоками, она быстренько выползает (выдавливается) на поверхность в виде тех самых – волшебной красоты «огненных рек».

Ньирагонго, Демократическая Республика Конго. Извержение 30 августа 2010 года. (Фото: Reuters)

Источник:

17 января 2002 года — извержение вулкана Ньирагонго на востоке Демократической Республики Конго. Под потоками лавы были погребены большая половина расположенного в 10 км города Гома и 14 окрестных деревень. Стихия унесла более 100 жизней и изгнала из родных мест до 300 тыс. жителей. Огромный ущерб был нанесен кофейным и банановым плантациям.

Извержение Лаки — 1783 год.

В Исландии находится большое количество вулканов. Связано это с тем, что она находится на стыке тектонических плит. Когда происходят небольшие землетрясения или извержения вулканов, местные жители даже не переживают. Но иногда случаются и более серьезные происшествия. Одним из них было извержение Лаки.

Оно произошло 8 июня 1783 года на юге страны. В результате под слоем лавы оказалось 2 500 квадратных километров территории, на которой находились деревни и даже города. Такой масштаб был достигнут из-за того, что извергался не один вулкан, а целая цепь из 135 разломов. Она и получила название Лаки.

Это только так кажется, что вулканический пепел это что-то мягкое и воздушное. Метровый слой такого пепла способен раздавить дом.

Само извержение не принесло такого урона, как его последствия. Сильными ветрами пепел и фтор были разнесены на огромные территории. Это не только загрязнило их, но и привело к поражению огромного количества животных. Была убита половина скота в Исландии и около четверти лошадей и овец. Последовавший за этим голод убил пятую часть населения Исландии.

45861237.jpg
Исландия безумно красива, но вулканическая опасность там намного выше, чем в других местах.

Продукты извержения попали в Гольфстрим и разнеслись по всему миру. В Европе и на Британских островах многие люди погибли от отравления воды и воздуха. Также на долгие годы изменился климат из-за попадания в верхние слои атмосферы большого количества пепла, который экранировал солнечные лучи. Несколько лет в Японии и Америке фиксировались ужасные засухи и очень холодные зимы. Многие даже говорят, что именно извержение и последовавшая за ним засуха, которая в свою очередь привела к голоданию, спровоцировала Французскую революцию 1789–1799 годов.

Роль вулканов в жизни нашей планеты

Приуменьшить роль вулканов в жизни нашей планеты невозможно. Прежде всего потому, что если бы не они, то вполне возможно, что Земля до сих пор представляла бы собой разгорячённый космический шар: именно огнедышащие горы выводили в своё время наружу из недр земного шара водяной пар, охлаждая тем самым литосферу и атмосферу планеты.

По утверждению геологов, одно-единственное извержение огненной горы на одном из индонезийских островов более 75 тыс. лет тому назад повергло всю нашу планету в эпоху Ледникового периода, а в атмосфере образовалась серная кислота.

Они на протяжении всей истории земного шара активно участвовали в создании и уничтожении различных участков суши. Например, довольно недавно, в 1963 году возле юго-западного берега Исландии одним из подземных вулканов был создан небольшой остров Суртсей, площадью в 2,5 кв. км.

Вулкан

В далёком прошлом (в 16-17 в. до н.э.) другим подобным вулканом был почти полностью уничтожен остров Санторини (Эгейское море). При этом решающую роль сыграл давно спящий вулкан, который внезапно с неожиданной силой снёс вершину горы и извергал лаву на протяжении долгих дней (пока почти полностью не уничтожил остров, погубив тем самым минойскую цивилизацию и вызвав огромнейшее цунами). Всё, что осталось от острова после окончания извержения – это большой серповидный островок с самой большой кальдерой в мире.

См. также

• Шкала вулканических извержений
  • Лавовая трубка
  • Тектоника

Схема обмана VulkanStavka на игровом автомате Colombus

Выбираем этот игровой автомат в казино VulkanStavka и начинаем тестировать выигрышную схему обмана с депозитом в 382 рубля.

Поднять получится минимум 7 000 рублей! Это кстати суточный лимит, так что если на счет упало именно столько, то прекращайте играть.

Займитесь своими делами и не забудьте запросить вывод средств. Играть надо по такому алгоритму:

• 5 линия 5 кредитов – 3 спина;
  • 9 линия 18 кредитов – 1 спин;
  • 5 линия 10 кредитов – 1 спин;
  • 7 линия 70 кредитов – 1 спин;
  • 9 линия 270 кредитов – 1 спин.

Если сбились по схеме заработка возвращайтесь снова к 1 шагу!

Малейшая ошибка ломают всю схему игры и победить уже не получится. Попробовать можно через мобильное приложение Вулкан 2018 или через браузер. И там и там все работает, проверено!

ОПРОБОВАТЬ СХЕМУ В ВУЛКАН СТАВКА

Чем опасны вулканы?

Действующие вулканы представляют опасность по ряду причин. Сам по себе спящий вулкан очень опасен. Он в любое время может «проснуться» и начать извергать потоки лавы, растекающейся на множество километров. Поэтому не стоит селиться вблизи таких вулканов. В случае расположения извергающегося вулкана на острове может возникнуть такое опасное явление, как цунами.

process-izverzhenija-vulkana-opisanie_1_1.jpg

Несмотря на свою опасность, вулканы могут сослужить человечеству хорошую службу.

Чем полезны вулканы?

• В ходе извержения появляется большое количество металлов, которые можно применять в промышленности.
  • Вулкан порождает крепчайшие горные породы, которые можно использовать для строительства.
  • Пемза, которая появляется вследствие извержения, используется в промышленных целях, а также при производстве канцелярских резинок и зубной пасты.

process-izverzhenija-vulkana-opisanie_2_1.jpg

Литература

• Якушова А.Ф., Хаин В.E., Славин В.И. Общая геология. Под редакцией В. Е. Хаина. стр. 140. Классификация вулканических извержений. — M.: Изд-во МГУ, 1988. — 448 c. ISBN 5211001311

Почему происходят извержения вулканов – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последствия извержения вулканов

Ущерб, наносимый стихийным явлением, может быть колоссальным. Даже если человеческих жертв удается избежать, остаются разрушенные постройки, почва оказывается выжженной и бесплодной на долгие годы.

Последствия

Пепел, выброшенный в атмосферу, может стать причиной серных дождей. Если такие осадки выпадают над водохранилищем, то вода становится непригодной для употребления, район катастрофы сталкивается с водным дефицитом.

Глобальным катастрофическим явлением может стать извержение супервулкана – образования, занимающего огромную площадь. Значительная территория планеты превратится в выжженную пустыню. Пепла будет так много, что он закроет небо плотным слоем, лишив земную поверхность солнечного света и вызвав похолодание. Из пепельных облаков будут выпадать кислотные осадки.

Автобус

Весь мир знает о высокой вероятности пробуждения Йеллоустонского супервулкана, однако в истории было немало извержений обычных вулканов, причинивших огромный ущерб:

1. Везувий, разрушивший Помпеи и Геркуланум в августе 79 года н.э.
  2. Этна, в марте 1669 года погубивший сицилийский город Николоси.
  3. Майон на Филиппинах в октябре 1766 года (погибло более 2 тысяч населения).
  4. Тамбора на острове Сумбава (Индонезия) в апреле 1815 года (10 тысяч человек погибли сразу, еще около 80 тысяч стали жертвами голода и прочих последствий катастрофы).
  5. Кракатау (Ява и Суматра) в августе 1883 года (несколько островов ушли под воду, погибло больше 36 тысяч человек).
  6. Мон-Пеле (Мартиника) в мае 1902 года (уничтожен портовый город Сент-Пьер, жертвами стали около 40 тысяч человек).
  7. Мерапи на острове Ява в декабре 1931 года (погибло почти 1,5 тысячи человек).
  8. Руис в Колумбии в ноябре 1985 года (уничтожены город Армеро и прилегающие поселки, жертвами стали более 20 тысяч человек).

Ныне существующие вулканы в большинстве своем являются спящими или потухшими, поэтому степень их угрозы невысока. Значительная вулканическая активность отмечается на дне океанов, но для людей она не несет опасности. Современные ученые умеют определять признаки надвигающегося явления по показаниям сейсмографов. Это позволяет своевременно эвакуировать население из опасной местности.

Как обыграть Вулкан 24 по системам в автоматах The Money Game

Многоуровневая схема выигрыша появилась и для этого слота.

Мы уже протестировали работают ли такие системы и как по ним обыграть Вулкан 24, так что не пугайтесь, что здесь есть несколько шагов.

Зайти надо будет с суммой 418 рублей. Прибыль составит по итогу 23 000 рублей! Больше выбивать из автомата нельзя, только на следующий день!

Алгоритм схемы взлома такой:

• 5 уровень 20 кредитов крутим 2 раза;
  • 7 уровень 28 кредитов 1 раз;
  • 3 уровень 9 кредитов 1 раз;
  • 7 уровень 35 кредитов 2 раза;
  • 9 уровень 270 кредитов 1 раз.

Это свежая схема, так что все роверено было буквально недавно и работает.

Очевидным плюсом стали бонусы в виде фри спинов. Они параллельно помогают заработать используя схему взлома. Главное не перестараться, потому что есть лимит в 23 000 рублей!

ИСПЫТАТЬ УДАЧУ В VULKAN 24 CASINO

Можно ли взломать казино Vulkan по схемам в Gonzo of Quest

Даже для такого популярного автомата нашлась схема, для взлома казино Vulkan.

Пробуем с депозитом 400 рублей! Тут тоже очень привлекательные выигрыши, по алгоритму легко поднять до 23 000 рублей! Сегодня отдаем вам самые сочные схемы, с минимальными вложениями. И все-таки как обыграть слот и забрать столько денег? Конечно! Алгоритм:

• 7 уровень 140 кредитов – 1 спин;
  • 1 уровень 20 кредитов – 3 спина;
  • 3 уровень 60 кредитов – 1 спин;
  • 7 уровень 140 кредитов – 1 спин.

Не верите правда или обмен эта схема? Наверняка, смущает сумма выигрыша.

Комментарии 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

[

Регистрация

|

]

Действия людей при извержении вулкана

Зная об извержении, можно изменить путь лавовых потоков с помощью специальных желобов и лотков. Они позволяют пустить поток в обход жилищ, удержать его в нужном русле. В 1983 году на склоне знаменитой Этны удалось взрывами создать направленное русло для лавы, что спасло от угрозы ближайшие селения.

Иногда помогает охлаждение лавового потока водой – такой способ использовали жители Исландии при борьбе с вулканом, «проснувшимся» 23 января 1973 года.

Около 200 мужчин, оставшихся после эвакуации, направили пожарные струи на ползущую к порту лаву. Остывая от воды, лава каменела. Удалось спасти большую часть города Вейстманнаэйяра, порт, и при этом никто не пострадал.

Правда, борьба с вулканом затянулась почти на полгода. Но это скорее исключение, чем правило: воды требовалось огромное количество, а островок небольшой.

Как подготовиться к извержению вулкана

Следите за предупреждением о возможном извержении вулкана. Вы спасете себе жизнь, если своевременно покинете опасную территорию. При получении предупреждения о выпадении пепла закройте все окна, двери и дымовые заслонки.

Поставьте автомобили в гаражи. Поместите животных в закрытые помещения.

Запаситесь источниками освещения и тепла с автономным питанием, водой, продуктами питания на 3 – 5 суток.

Как действовать во время извержения вулкана

При первых «симптомах» начинающегося извержения нужно внимательно слушать сообщения Министерства по чрезвычайным ситуациям и выполнять все их указания.

Желательно срочно покинуть район бедствия.

Что делать, если извержение застигло вас на улице?

1. Бегите к дороге, старайтесь предохранять голову.

2. Если вы едете на машине, будьте готовы к тому, что колеса увязнут в слое пепла. Не старайтесь спасти машину, оставьте ее и выбирайтесь пешком.

Если вдали появится шар из раскаленной пыли и газов, спасайтесь, укрывшись в подземном убежище, которые строятся в сейсмоопасных зонах, или ныряйте в воду, пока раскаленный шар не промчится дальше.

Какие меры надо предпринять, если эвакуация не нужна?

Не поддаваться панике, оставаться дома, закрыв двери и окна.

2. Выходя на улицу помните, что нельзя надевать синтетические вещи, так как они могут загореться, при этом ваша одежда должна быть максимально удобной. Рот и нос необходимо защитить влажной тряпкой.

3. Не укрывайтесь в подвале, чтобы не оказаться погребенными под слоем грязи.

Запаситесь водой.

5. Следите, чтобы падающие камни не вызвали пожар. При первой возможности очищайте крыши от пепла, возникающий пожар тушите.

Следите за сообщениями МЧС по радио.