Последствия обезлесения

Когда-то лесные массивы покрывали большую часть поверхности суши. По мере роста численности людей и развития земледелия, а затем и промышленности, производилась массовая вырубка лесов.

Содержание

Основные причины вырубки лесов

Среди основных причин вырубки леса в первую очередь стоит отметить возможность его использования в качестве строительного материала. Также очень часто лесные массивы вырубают с целью застройки или использования земли под сельскохозяйственные угодья.

Особенно остро эта проблема встала в начале 19 века. С развитием науки и техники большую часть работ по вырубке стали выполнять машины. Это позволило значительно увеличить производительность, а соответственно и количество вырубленных деревьев.

к чему приводит вырубка лесов

Еще одна причина массовых вырубок – это создание пастбищ для сельскохозяйственных животных. Эта проблема особенно актуальна в тропических лесах. В среднем для выпаса одной коровы потребуется 1 га пастбища, а это несколько сотен деревьев.

Влияние вырубки лесов на мировую экологию и меры по их спасению

Лес является не просто скоплением деревьев, а сложной экосистемой, объединяющей растения, животных, грибы, микроорганизмы и воздействующей на климат, состояние питьевой воды, чистоту воздуха.

Тысячелетия назад огромная часть поверхности Земли была покрыта лесами. Они распространялись на Северную Америку, занимали значительную долю Западной Европы. Огромные территории Африки, Южной Америки и Азии представляли собой густые леса.

Но с ростом численности людей, их активным освоением земель под хозяйственные нужды начался процесс обезлесивания.

Значение лесов

Леса и биологическое разнообразие являются чрезвычайно важными. Чем богаче биоразнообразие, тем больше возможностей у человечества для медицинских открытий, экономического развития и адаптивных ответов на такие экологические проблемы, такие как изменения климата.

Ниже приведены некоторые примеры значения лесов:

Среда обитания и биоразнообразие

Леса служат домом (средой обитания) для миллионов животных и растений, которые являются частью пищевых цепей. Все эти представители флоры и фауны называются биоразнообразием, а взаимодействие друг с другом и с их физической средой называемой экосистемой. Здоровые экосистемы могут лучше противостоять и восстанавливаться после различных стихийных бедствий, таких как наводнения и пожары.

Экономические преимущества

Леса имеют для нас огромное экономическое значение. Например, плантационные леса предоставляют людям древесину, которые экспортируется и используется во всех частях мира. Они также предоставляют туристический доход местным жителям.

Контроль климата

Климат-контроль и очищение атмосферы являются ключевыми факторами для человеческого существования. Деревья и почвы помогают регулировать атмосферные температуры в процессе, называемом эвапотранспирацией и стабилизировать климат. Кроме того, деревья обогащают атмосферу, поглощая вредные газы (например, CO2 и другие парниковые газы) и производя кислород в процессе фотосинтеза.

Значение леса для экологии

• Выработка и очистка кислорода. Каждый с детства знает, что лес – легкие планеты, но далеко не каждый понимает, на сколько это высказывание соответствует действительности. Одно взрослое дерево вырабатывает кислород, которого хватит на троих человек.
  • Снижение уровня пыли. Принимая в расчет количество загрязняющих факторов, которыми человек окружил себя, значение этой функции для экологии велико. Один гектар леса способен остановить до 100 тонн пыли.
  • Регулировка и очистка водного баланса планеты. Весной, в период изобилия талых вод, лесная подстилка накапливает воды. В последующем этот запас помогает сохранить полноводными реки и озера.
  • Шумоизоляция. Деревья помогают снизить уровень шума от автодороги на 11 децибел.
  • Защита почвы от оползней и селей. Корневая система образует достаточно плотное переплетение из корней, уплотняя грунт.

Лес – экосистема с неповторимыми животным и растительным миром. Безудержная вырубка лесов медленно, но верно ведет к настоящей экологической катастрофе для всей планеты.

Карта обезлесения

Для увеличения нажмите на карту

Разнообразие мнений

В нашей статье мы сопоставили масштабы утраченных лесов на протяжении всей истории с записями о количестве и типах растений и животных, которые ежегодно отслеживаются учеными всего мира.

Используя более 5 миллионов таких записей за 150 лет в более чем 6 000 местах, мы с удивлением обнаружили, что потеря лесов не всегда приводит к сокращению биоразнообразия. При сокращении лесного покрова изменения в биоразнообразии усилились путем увеличения численности одних видов и уменьшением других. Состав лесной жизни также был изменен. Скорость, с которой эти изменения происходили в каждом месте, увеличивалась по мере сокращения лесного покрова.

9f6e75fe71a7b803.jpgПри сокращении лесного покрова изменения в биоразнообразии усилились путем увеличения численности одних видов и уменьшением других. Фото radio-kurs.ru

Последствия потери лесов также были разными для разных мест. Утрата лесов одного размера привела к сокращению биоразнообразия в одном районе и увеличению его в другом. Знание истории конкретного места было важно для понимания этой ситуации. Независимо от того, происходила ли потеря леса такого масштаба в этом месте в прошлом или нет, ситуация прошлого всегда определяет настоящее. Бывало, что в нетронутых лесах наблюдалось сокращение биоразнообразия, а в исторически определенно точно пострадавших от вырубки лесах часто не происходило изменений или даже наблюдалось увеличение биоразнообразия.

Когда леса были утрачены в ранее нетронутой дикой природе, мы обнаружили снижение численности животных, таких как ласточковые попугаи в Австралии, тигры в России и глухари в Испании. Эти виды имеют тенденцию процветать только в древних и лишь слегка нарушенных лесных местообитаниях.

Виды, которые, как мы обнаружили, увеличиваются в изобилии после утраты леса, включают в себя белых аистов, евразийских жаворонков, благородных оленей и рыжих лисиц — виды, которые эволюционировали вместе с лесным обновлением и являются более адаптируемыми.

d5322831998e4983.jpgЛасточковые попугаи в Австралии, тигры в России и глухари в Испании имеют тенденцию процветать только в древних и лишь слегка нарушенных лесных местообитаниях. Фото 4parrots.ru

Эрозия почвы

Легко думать о почве как о плотной и неподвижной, но это не всегда верно. Почва может быть удивительно рыхлой, и не всегда остается на одном и том же месте. Ее может смыть дождем или сдуть ветром, если она не закреплена должным образом. Какой якорь закрепляет почву на месте? В основном корни растений. Особенно это касается деревьев, у которых корни достаточно большие, чтобы закрепить большие полосы почвы.

Когда люди уничтожают большие леса, эрозия почвы может стать серьезной проблемой. В некоторых районах эрозия почвы может привести к оползням. Большое количество почвы может смыться в местные ручьи и реки, засоряя водные пути и нанося ущерб гидроэнергетическим сооружениям и ирригационной инфраструктуре.

В некоторых районах проблемы эрозии почвы, вызванные вырубкой лесов, приводят к проблемам в сельском хозяйстве.