Соотношение форм в ландшафтном дизайне (симметрия-асимметрия, контраст и нюанс, ритм) » BellRado Уютный дом для всех

Первый урок из серии Ландшафтный дизайн своими руками. В уроке раскрываются основные понятия и принципы построения моделей. Что такое ритм, пространство, композиция и многое другое.

Ритм в ландшафтном дизайне

В нашей жизни особую роль играют ритмы и повторения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что самыми популярными и успешными в истории ландшафтного дизайна приемами оформления цветников и рабаток были и остаются именно ритмические приемы. Родившись как средство от скуки и мрачности при заполнении площади под живыми изгородями, ритм в цветниках стал одним из обязательных инструментов, без которого не добиться успеха при обустройстве сложных композиций. Главный враг монотонности и удивительно простой этот прием игры с ритмом позволяет создавать красочные, немонотонные и эмоциональные композиции.

ritm-v-landshaftnom-dizajne-ritmicheskie-priemy-dlya-tsvetnikov-1Ритмические приемы в оформлении цветников

1. Единство и гармоничность пространства в ландшафтном дизайне

Территория участка чаще всего делится на зоны: сад, огород, детская площадка, парковка, зона отдыха и многое другое. По правилам ландшафтного дизайна все должно смотреться, как единое целое, и при этом не нарушать индивидуальности и функциональности каждой зоны. Чтобы этого достичь, следует выбрать что-то единое, вследствие чего вся территория будет смотреться целостно. С этой целью можно использовать повторяющуюся форму в каждой зоне либо доминирующие цвета (не более 3). Также очень часто в этой роли выступает подчинение тому или иному стилю ландшафтного дизайна. В этой статье вы сможете подробнее прочитать о балансе в ландшафтном дизайне.

Единство и гармоничность пространства в ландшафтном дизайне

рис.1 Единство и гармоничность пространства в ландшафтном дизайне

Урок №1 – Основные понятия и принципы

В первом уроке мы рассмотрим основные законы, которыми пользуются мастера дизайна, будь то живописец, архитектор или ландшафтный дизайнер. Садово-парковое искусство – одно из древнейших видов культуры. Сады и парки известны с глубокой древности, они органично входили в мир повседневности, отражали в себе стилистические пристрастия той или иной эпохи, являлись своеобразным барометром религиозных или светских воззрений.

Садово-парковое искусство тесно связано с архитектурой, а значит, оно строится по определенным законам и правилам свойственным зодчеству. Как и любое произведение искусства, парк или сад должны иметь композицию (от латинского – составление, связывание).

Композиция

Композиция – своеобразная ось произведения. Она обуславливается спецификой вида искусства, содержанием, назначением и замыслом.

Части композиции должны быть подчинены, увязаны друг с другом, эта связь является залогом единства, цельности произведению. Композиция должна определяется особенностями вида, искусства и требованиями стиля. Так, для классицистического ансамбля характерны чёткая структура уравновешенность всех частей и единая точка зрения.

Пространство и перспектива

Первой составляющей композиции является отношение творца ландшафта к пространству. От замысла мастера – художника зависит какое оно – замкнутое или открытое. В ландшафтном дизайне можно употребить такие понятия как переполненное, естественное или свободное.

садово-парковое искусство в англии

Садово-парковое искусство одно из древнейших видов культуры.

Допустим старый заброшенный парк или чаща леса вызывают ощущение замкнутого пространства. Естественное пространство – чередование закрытого и открытого пространства: из леса выходим на опушку. Открытое пространство свободно от форм, это луга, поляны, долины. Грамотно построенное пространство зависит напрямую от перспективы.
В искусстве ландшафтного дизайна перспектива служит воссозданию иллюзии видимого мира. Этот прием помогает организовать пространство в зависимости от поставленной задачи.

Парковое искусство в Париже

Форма

Форма – важнейший элемент наряду с пространством – комплекс средств и приёмов, помогающих воплотить и раскрыть художественное содержание. В ландшафтном дизайне форма лучше всего выявляется с помощью геометрических фигур: прямоугольник, треугольник, овал, круг, волнистая линия. В природе это силуэты деревьев, прямые и волнистые посадки живой изгороди, очертаний построек, в том числе павильонов беседок, фонтанов, мостов.

Линия

Линия одно из важнейших свойств композиции и пространства, она объединяет все элементы ансамбля и является своеобразным камертоном произведения, придавая ему настроение. Строгие и регулярные очертания садов Версаля и Петергофа. Плавные и естественные линии Павловска и Софиевки.

верхний сад Петергофа Санкт-Петербург, Россия. Петергоф,верхний сад.

Пропорциональность и масштабность

Следующим основным правилом, которое касается садово-паркового искусства должны быть пропорциональность и соразмерность.

Пропорция – это закономерное соотношение величин частей произведения между собой. Пропорция должна присутствовать и в наполненности растениями, и по наполнению цветом и по форме элементов: приблизительно 60-70% основного (цвета, формы, массы), 30-20% дополнительного и 10% контрастного. Важно учитывать и соразмерность, так как маленькое строение будет теряться на большой территории. Огромный дом, огороженный сплошным, глухим забором на маленьком участке, будет смотреться неуместно.

Ритм

При проектировании участка или устройстве парка естественно не стоит пренебрегать ритмом – это чередование частей целого, совершающееся с определенной последовательностью. Использование ритма может придать композиции либо стабильность, спокойствие и величие (Трептов парк), либо динамку и напряжение (вилла Сарко Боско).

Трептов-парк Берлин, Германия. Трептов-парк. Сакро Боско парк в Италия Бомарцо, Италия. «Священным лесом» (Sacro Bosco)

Садово-парковая зона составляет почти 200 м в длину и 100 м в ширину. Сакро Боско украшен разнообразными мифологическими скульптурам и удивительными архитектурными сооружениями. Парк построен для герцога Франческо Орсини и является выдающимся памятником итальянского Ренессанса. Строительство парка затянулось на долгие 32 года: с 1548 до 1580. Его проектировали архитекторы Дж. Бароци и Пирро Лигорио, и назван он «Священным лесом» (Sacro Bosco). Из-за ужасающего вида и его «обитателей» в настоящее время парк переименован в «Парк монстров» (Parco dei Mostri).

Симметрия и равновесие

Одним из свойств организации пространства, является симметрия и асимметрия. Они организуют пространство объекта, сада или парка. Строгой симметрией отличаются парковые ансамбли: это территория МГУ, парк-асимметрия Гуэль в Барселоне.

парк Воробьёвы горы при МГУ Москва, Россия. Парковый ансамбль, территория МГУ, Воробьёвы горы парк Гуэль Барселона, Испания. Парк Гуэль. Построенный Антонио Гауди в 1900-1914 годах.

Доминанта

Любой парк, сад имеют доминанту – основной объект или главный объект, который держит композицию и ради которой она создана. В основном это архитектурные большие произведения, дворцы: Версаль, Петергоф, Царское Село и т.п. Если рассматривать некую маленькую часть парка, усадьбы, то это может быть павильон, беседка, мостик, вокруг которого создаётся некая пейзажная картина.

Версальские сады ритм ландшафтного дизайна Версаль, Париж. Сады у Версальского дворца. нижний парк Петергофа Санкт-Петербург, Россия. Петергоф, нижний сад.

Колористика

Эстетическое единство пейзажу или ландшафту парка, участка придаёт колорит – цветовой строй. Цвет воздействует на настроение, придает вкус, наполняет душу радостью или грустью. В идеале он не должен быть слишком бледным или слишком кричащим. Важно чтобы цвет постройки – доминанты гармонично сосуществовал с рельефом местности и особенностями пейзажа, колоритом окружающих растений.

При смене времён года меняется весь облик садового комплекса: весна в нежно-пастельных тонах, лето – яркая зелень, синяя гладь воды, брызги фонтанов, осень – золото деревьев с яркими вкраплениями красного цвета, все это в сочетании с архитектурой каждый раз читается по новому.

Цветовое решение ансамбля подобно душе живущей в теле: без колорита, цвета невозможно никакое произведение искусства, тем более садово-паркового характера.

К списку

Выбор сюжета

Проектирование любого ландшафта(ландшафтное проектирование территории) должно быть подчинено четко сформулированной внутренней идее. В наиболее известных историко-культурных ландшафтах последовательность пейзажей обязательно продумывалась, увязывалась с маршрутом прогулок, внешним природным окружением. Между особенно эффектными видами вводились пейзажные паузы, чтобы дать посетителя эмоциональную передышку, а затем удивить вновь открывающимися выразительными ландшафтами. Этот прием ландшафтного дизайна позволяет избежать однообразия и создать постоянную смену картин. Что актуально даже при проектировании маленького участка, т.к. даже будучи ограниченным размером дизайнер проводя грамотное зонирование должен придерживаться какой-либо идеи (например, средиземноморского сада или классического французского сада «a la Versaille» но ту важен размер участка), либо сада «natural garden».

СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ

По отношению к центральной оси композиции, отдельные элементы в саду, могут быть симметричными и асимметричными, напомним, осью композиции называется линия взгляда, дорога или сам садовый домик.

Для естественного ландшафта, симметрия явление редкое, поэтому там, где она встречается, можно смело говорить о том, что тут постарались руки человека. В Европе до сих пор, слово симметричный, является синонимом слову красивый, скорее всего причиной этому служит тот порядок и системность, присущие симметрии, так как эти два состояния наиболее понятны человеку. Как бы то ни было, симметрия ассоциируется у многих с ясностью плана, равновесием, стабильностью. Куда не глянь, всюду симметрия, в любом человеческом творение, будь то детская коляска peg perego skate или банальная колбаса, все строго и упорядочено.

Что касается симметрии в ландшафтном дизайне, то каждая фигура, обладающая ей, должна быть равновесной и спокойной. Любой симметричный объект требует завершенности, которая достигается только при помощи другого объекта, прямо противоположного первому. Взглянем опять так на коляски детские, а точнее на четыре колеса, которые есть у каждой из них, если убрать хоть одно, нарушится баланс всей конструкции и она никуда не поедет, также и в дизайне, при использовании симметрии, все должно быть на своих местах.

Баланс или зрительное равновесие, присуще каждому виду искусства и ландшафтный дизайн не исключение. Любая картина, перспектива или вид, при отсутствии этого равновесия, производит неприятное впечатление, а порой просто раздражает.

Для того, чтобы достичь равновесия в симметричных фигурах, необходимо соблюсти равенство расстояний и форм. Но вопреки всему единство и равновесие достижимы так же и при помощи асимметричной, но крайне живописной композиции. Такое можно наблюдать в естественном природном ландшафте, когда отличающиеся по величине части, расположены таким образом, что выглядят очень даже равновесными.

Асимметрия крайне интересна в силу своей непреднамеренности и утонченности. Асимметрия отрицает законы прямолинейности и системности присущие симметричным композициям, она предоставляет зрителю самому искать, открывать те прекрасные черты, которые при симметричности выставлены напоказ. Поэтому использование асимметрии в дизайне сада, придаст ему большую привлекательность, загадочность и необыкновенную тонкость.

Асимметрично можно располагать группы кустарников, цветы, асимметрия разрешает полную свободу действий, но необходимо помнить о законах цвета и света, иначе результатом будет хаос и безвкусица.

Идея, цель, общая концепция

Композиция — это расположение в пространстве различных форм, которые, сочетаясь между собой, создают цельную завершенную картину. То есть, располагая в саду растения и предметы (камни, малые архитектурные формы и другое), необходимо добиваться такого их соотношения, чтобы ни один элемент не выбивался из общего ряда, а подчеркивал ощущение гармонии и завершенности.

Все композиции в ландшафтном дизайне нужно подчинять общей идее — только в этом случае весь проект будет выглядеть не набором блоков, а цельной картинкой. Поэтому, разрабатывая композиционное решение, четко определите:

  • его назначение и цель;
  • роль каждого отдельного элемента во всем проекте;
  • возможность достижения нужного эффекта. 

2. Ритм в ландшафтном дизайне

Для того чтобы участок смотрелся живым, с помощью повторяющихся элементов ему задают ритм. Для этого чаще всего используют живую изгородь, садовые дорожки, клумбы, бордюры, элементы декора. Все это оживляет композиции, придавая ощущение движения. Элементы могут располагаться на территории систематически или хаотично. Первый вариант можно рассмотреть на примере топиариев и садовых дорожек, а второй хорошо заметен при использовании регулярно повторяющихся элементов.

Ритм в ландшафтном дизайне

рис.2 Ритм в ландшафтном дизайне

Организация пространства

Любой ландшафт представляет собой объемно-пространственную структуру, которая состоит из следующих элементов:

  • планировочных (аллеи, тропинки, площадки и т.п.)
  • объемных (формы рельефа, камни, древесно-кустарниковая и травянистая растительность, крупные архитектурные сооружения и малые формы)
  • плоскостных (водоемы, лужайки, поляны, партеры и т.д.)

При создании планировочной композиции ландшафта важен учет закономерностей его зрительного восприятия.

К ним относятся:

Закон линейной перспективы. Как правило предметы выглядят лучше, если расположены либо на горизонтальной поверхности, либо на поверхности с небольшим подъемом.

Но некоторые объекты проектирования наиболее интересны при рассмотрении сверху или снизу. В частности, планировочные элементы ландшафта (водоемы, лужайки и др.) выглядят наиболее выигрышно при рассмотрении их сверху, а некоторые объемные элементы (деревья с архитектурной или шаровидной формой кроны) более эффективно смотрятся на фоне неба, поэтому на них лучше смотреть снизу.

Кроме этого, расстояние между зрителем и отдаленным предметом оптически сокращается, если скрыть лежащую между ними местность (кулисами кустарников понижением рельефа). Глаз наблюдателя в данном случае не имеет масштаба для сравнения, поэтому интересный пейзаж окружающей местности будет зрительно включаться в культурный ландшафт.

Закон воздушной перспективы имеет большое значение для ландшафтного дизайна.

Чем дальше от наблюдателя располагается предмет, тем больше смягчаются его окраска и очертание. Скажем, использование на значительном удалении от зрителя древесно-кустарниковой растительности с мягкими очертаниями крон и синеватым оттенком листвы и хвои значительно усиливает впечатление глубины пейзажа. Расположение насаждений с серебристой, пестролистной и светлоокрашенной листвой на переднем плане будет оптически приближать их к наблюдателю.

КОНТРАСТ И НЮАНС

Важнейшими средствами композиции являются контраст и нюанс. Контраст – это сопоставление нескольких резко различных по отношению друг к другу пространственных форм. Например, большой маленький, светлый – темный и тп. Ярко выраженным контрастом является: оттенении пирамидальных деревьев плакучими или шаровидными, густой темноты лесного массива яркой поляной и др.

С помощью контраста можно заметно подчеркнуть качественные различия: если среднее дерево окружить кустарником, оно будет восприниматься намного больше и наоборот. С помощью контраста, можно создать необычные формы, этот прием приемлем для всего, начиная от бассейнов и зон отдыха и заканчивая крышей дома и вазонами с цветами. Однако ни в коем случае нельзя базировать на контрасте всю композицию, необходим нюанс – тонкий переход форм, незначительно отличающихся друг от друга, цветов, пространств. Нюанс под час играет определяющую роль во всей композиции.

Соотношение геометрических форм

При создании композициинеобходимо учитывать, что все, даже природные ее элементы имеют какую-либо геометрическую форму (линейную, плоскостную или объемную). К примеру, объемные формы крон деревьев напоминают шары, конусы или параболоиды. Дорожки, ограждения, бордюры — детали линейной формы, низкие цветочные массивы выглядят как плоскости.

При составлении композиций издеревьев и кустарников специалисты придерживаются принципа контрастного соотношения (шаровидный — пирамидальный, большой — маленький, высокий — низкий). Прямые дорожки, прямоугольные грядки и площадки уравновешивают с помощью цветущих объемных кустарников. Плоские берега бассейнов или искусственных водоемов «оживляют», высаживая в непосредственной близости от них цветы или устраивая ансамбли из камней.

3. Контраст в ландшафтном дизайне

Контраст является одним из главных правил в основах ландшафтного дизайна. Его суть заключается в выделении того или иного объекта на общем фоне. Для этого используют элементы, сильно отличающиеся от основной массы по цвету, форме или фактуре. Они играют главную роль в композиции, делая её таким образом интересной и привлекающей внимание. Но эти элементы, ни в коем случае, не должны разрушать целостность восприятия. Поэтому, добавляя их на клумбу, стоит обращать особое внимание на соответствие направлению общей тематике.

Контраст в ландшафтном дизайне

рис.3 Контраст в ландшафтном дизайне

Свет и тень

В ландшафтном дизайне особое значение имеют данные по освещенности, контраста света и тени, цветовой гаммы, но особенно важна их роль в пейзажном стиле, поскольку именно он заинтриговывает посетителей постоянной сменой цветовых и световых форм природы в течение суток и сезонов года. С помощью светотени можно подчеркнуть выразительность, объемность растительных групп и архитектурных сооружений. Следует учитывать ориентацию по сторонам света, направление и силу освещения солнечных лучей в разное время суток.

Боковое освещение наиболее контрастно высвечивает фактуру растительности и архитектурных сооружений, поскольку наиболее благоприятным условием освещения пейзажей является угол падения солнечных лучей 15-45*С.

Различают утреннее, дневное и вечернее освещение. Утреннее освещение наиболее эффектно. Тени ясные и четкие, в наибольшей степень оттеняют все особенности формы предметов. Поэтому чтобы использовать эффект от освещения утренними лучами, необходимо располагать главные части ландшафта к северу, югу, западу от точки наблюдения. Дневной свет слишком яркий, в нем золотятся и плохо читаются формы. Поэтому обозреваемые пейзажи не должны располагаться в южном и юго-западном направлении. Объекты ландшафта, предназначенные для вечернего освещения следует спроектировать от наблюдателя на юг и восток.

Цвет

Цветовая гамма насчитывает более 130 оттенков, а общий колорит пейзажей меняется не менее 9 раз в году. В создании колористки ландшафта одинаково важен не только общий подход к цвету, но и продуманность деталей. Для ландшафтного дизайна важно влияние цвета на организм человека. Например, красный, оранжевый, желтый, розовый, пурпурный цвета возбуждают и вызывают бодрое и радостное настроение. Напротив, фиолетовый, синий, зеленый обладают успокаивающим действием, способствующим замедлению пульса и снижению артериального давления.

Ландшафтному дизайнеру важно чтобы цветовые сочетания строились на принципах цветовой гармонии: либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета. Важно, чтобы не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса или перенасыщенности цвета.

Контрастные, жизнерадостные и колоритные сочетания образуются при парном сопоставлении основных и противоположных им дополнительных цветов: красный – зеленый, оранжевый – синий, фиолетовый – желтый.

Однако цвета нельзя использовать в одинаковых количествах. Они не должны занимать равные площади, т.к. нарушится оптическое равновесие.

Цвет и свет

Цвет и свет в ландшафте тесно взаимосвязаны. Красный цвет при ярком дневном освещении выступает вперед, приближается; при сумеречном – служит фоном и создает впечатление глубины. Желтый цвет приподнимает поверхность. Она кажется более обширной. Белый и желтый распространяется на близлежащие более темные цвета. А голубой при дневном освещении удаляет предмет, поэтому его часто используют для оптического расширения небольших участков. При сумеречном свете темно-синий, фиолетовый и черные цвета уменьшают объем. Зеленый цвет самый спокойный. Он уравновешивает другие цвета. Например, газон слишком яркий, роскошный бордюр. Однако в больших пространствах зеленого цвета человек подчас чувствует себя не комфортно, пытаясь отыскать взглядом какой-либо элемент цвета. Сейчас в моде в ландшафтном дизайне монохромные сады, где превалирует зеленый цвет. Но, кажется, в нашем климате, где мы имеем зиму 6-7 месяцев в году (т.е. превалирует белый цвет), за несколько месяцев весны-лета хочется буйства красок, впрочем, возможно это субъективное мнение данного ландшафтного дизайнера.

Внесение цветового пятна, эффекта «света-тени» может оживить монотонность зеленого. Важнейшие приемы для ландшафтного дизайна – это ритм, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия.

Ритм

Прием ритмичного построения является повторение отдельных элементов и расстояний между ними, примером могут служить аллейные посадки. Устойчивое впечатление ритма формируется при повторении элементов не менее 4-6 раз, для избегания эмоционального переутомления ландшафтный дизайнер включает в них скульптуру, цветники, фонтаны, мини-водоемы, чередуют различные декоративные древесно-кустарниковые группы.

Контраст

Контраст – сильно выраженное различие объектов по одной или нескольким характеристикам – по форме, цвету, открытости и закрытости пространства, цвету и тени. Можно использовать в ландшафтном дизайне сразу несколько контрастных признаков, но контраст не должен быть слишком частым и резким. В ландшафтном дизайне количество декоративных признаков для группы (древесно-кустарниковой, части бордюра и т.д.) максимально составляет 11.

Например, для древесно-кустарниковой группы возможен контраст или нюансность по:

  1. форме
  2. фактуре
  3. листу
  4. характеру ветвления
  5. цветению

Нюанс

При построении ландшафтной композиции обязательно сочетание контраста и нюанса. Нюанс представляет собой тонкий переход, едва уловимое отличие форм, красок и пространств. Нюансные отношения предназначены для наблюдения с очень близких расстояний, поэтому они требуют особой внимательности и продуманности. Как мы упоминали, в ландшафтном дизайне могут использоваться цветовые нюансы, например, в древесно-кустарниковой группе могут быть использованы виды контрастные по ряду признаков (форма кроны), но с нюансовыми оттенками – схожесть по плотности кроны и цветению.

Симметрия и асимметрия

В ландшафтном дизайне гармония и симметрия могут быть достигнуты в результате использования двух приемов – симметрии и асимметрии.

Динамическое равновесие асимметричной композиции при обзоре должно создавать впечатление, что сумма элементов ландшафтной картины по одну сторону направления луча зрения (водоемов групп деревьев, солитеров, их цвета, освещенности и др.) уравновешивается соответствующей суммой контрастных элементов с другой стороны.

Для симметричной планировки характерны внесение упорядоченности строгости; четкое осевое деление территории, где одинаковые основные элементы композиции, а также их более мелкие части и детали располагаются на равном удалении от главной осевой перспективы, что создает впечатление торжественности.

Иногда симметрия и асимметрия переплетались в одном ландшафтном произведении. Особенно это заметно было в России, где парадная, примыкающая к дому часть, была выполнена в традиционно классическом стиле (симметрично), а парковая часть была в пейзажном стиле (т.е. асимметрично).

Необходимо разнообразие в ландшафтной архитектуре не только в генеральном плане сада, но и в деталях. Использование пространства и его умелое заполнение является важнейшей задачей ландшафтной архитектуры.

РИТМ

Повторяемость элементов и расстояний, в ландшафтном дизайне называется ритмом. Ярким примером являются аллеи. Ритм возникает при повторении нескольких элементов от пяти до восьми раз, при увеличении числа элементов, возрастает эмоциональное воздействие, но у всего есть предел, при нарушении которого, композиция может подавлять и воздействовать гнетуще. Для исключения этого, необходимо менять расстояние между элементами, включая в образовавшееся пространство иные, отличные от основных элементы. коими могут быть цветники, фонтаны или скульптуры.

Роль контрастов в композиции

С помощью контрастов подчеркивают или смягчают форму, а также цвет объектов. Так, к примеру, дерево будет казаться выше в окружении низкорослых кустарников. Для того чтобы визуально уменьшить его длину, нужно высадить рядом невысокие деревья другой породы. При создании контрастов не стоит группировать разнородные предметы, иначе вся композиция будет хаотичной. Противопоставлять нужно форму и цвет. Кроме того, переход между контрастными элементами нужно сглаживать с помощью нюансов, то есть похожих друг на друга или незначительно отличающихся по цвету, форме или объему деталей.

Симметрия и асимметрия

Расположение отдельных элементов на участках по отношению к оси композиции может быть симметричным или асимметричным. Симметричные композициипредполагают видимую четкость плана, его равновесие, ритм и целостность. Такой эффект достигается за счет равенства форм и расстояний между ними. В этом случае даже малейшая деталь может вносить диссонанс в общий ансамбль и вызывать раздражающее впечатление. При создании ассиметричных форм из группы кустарников, цветников, малых архитектурных форм располагают таким образом, чтобы они визуально ассоциировались с естественным природным ландшафтом, но при этом вызывали четкое ощущение логичности и завершенности.

Ритм

Под этим понятием подразумевается повторение одинаковых элементов через равные промежутки. К примеру, группы кустарников, аллеи, клумбы и тому подобное. Важно понимать, что эмоциональное воздействие ритма нарастает по мере увеличения повторов. Создавая ритм композиции нужно не переусердствовать, в противном случае весь ансамбль будет казаться монотонным и неинтересным. Избежать этого можно, разбавив ритмический ряд цветниками, гипсовыми фигурами, небольшими фонтанами или, к примеру, чередуя группы кустарников одной формы, но разных пород.

Фото ландшафтного дизайна

Посетите раздел «Фото ландшафтного дизайна». В разделе представлены фотографии разных этапов ландшафтных работ, фотографии благоустройства и озеленения частных и городских территорий.

4. Нюанс в ландшафтном дизайне

Нюанс отличается от контраста тем, что привлекает своей выразительностью за счёт градации отношений однородных качеств предмета. Это выражается в небольшом отличии по форме, цвету или фактуре. Например, клумба, на которой можно высадить хвойные растения разной формы и цвета, или цветы одного цвета с разными оттенками. Такое сочетание успокаивает и создаёт ощущение гармонии, поэтому чаще всего используется в зоне отдыха или у искусственного водоёма.

Нюанс в ландшафтном дизайне

рис.4 Нюанс в ландшафтном дизайне

5. Пропорции в ландшафтном дизайне

Очень важно, создавая композицию, учитывать правила ландшафтного дизайна в соблюдении пропорций. Для этого чаще всего прибегают к использованию правила «Золотого сечения», которое гласит следующим образом:

При деление отрезка на 2 части большая часть относится к меньшей, как весь отрезок относится к большей – 3:5:8.

Например, вы хотите создать композицию с участием дерева. Для того чтобы в ней соблюдался баланс, дерево должно быть высотой 8 м, рядом с ним должны располагаться кусты высотой 5 метров и ко всему этому добавляется растение высотой 3 метра. Расстояние между растениями тоже должно соответствовать 3:5:8. Применяя такой несложный расчёт, любая клумба будет смотреться сбалансировано и гармонично.

Пропорции в ландшафтном дизайне

рис.5 Пропорции в ландшафтном дизайне

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...