Урок 15. загрязнение природной среды – Экология – 10 класс – Российская электронная школа

Экологическое нормирование. Понятие и цели экологического нормирования. Какова роль и значение экологического нормирования.

По временным нормативам загрязнения можно классифицировать как

a. длительные и постоянные

b. кратковременные, длительные и постоянные

c. кратковременные и постоянные

d. кратковременные и длительные

ОТВЕТ предоставляется за плату. Цена 3 руб. ВОЙТИ и ОПЛАТИТЬ

ПРЕДМЕТ: Безопасность жизнедеятельности (1/1) Куплено раз: 85

/bezopasnost-zhiznedeyatel-nosti-1-1/2715-po-vremennym-normativam-zagryazneniya-mozhno-klassifitsirovat-kak

Необходимо запомнить

ВАЖНО!

Главным и наиболее распространённым видом негативного воздействия человека на биосферу является загрязнение окружающей среды.

Загрязнение – привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно нехарактерных для неё физических, химических или биологических факторов или превышение естественного среднего уровня содержания данных факторов в среде, приводящее к негативным последствиям.

Загрязнения можно классифицировать по разным критериям. В зависимости от происхождения различают природное и антропогенное загрязнение. По масштабам распространения загрязнение может быть локальным, региональным или глобальным.

Объектами загрязнения являются атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почва, растительность и животный мир, околоземное пространство.

Источниками антропогенного загрязнения являются промышленные предприятия, в том числе предприятия электроэнергетики, сельское хозяйство, разные виды транспорта, жилищно-коммунальное хозяйство.

Характер загрязнения и его последствия зависят от загрязнителей, поступающих от источника воздействия. Загрязняющие вещество – это вещество или смесь веществ, количество и/или концентрация которых превышают установленные нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Загрязняющие вещества классифицируют по различным признакам, например, выделяют первичные и вторичные загрязнители. С позиции экосистемы выделяют стойкие и нестойкие загрязнители.

Наиболее распространёнными антропогенными загрязняющими веществами являются: в атмосфере – оксиды углерода, азота, серы, взвешенные вещества, органические соединения, бензапирен; в гидросфере – растворимые соли тяжёлых металлов, органические соединения, нефтепродукты; в почве – соли тяжёлых металлов, нефтепродукты; в биосфере наиболее опасны ксенобиотики, то есть вещества, не входящие в естественный обмен веществ в организме. За последние сто лет было синтезировано множество новых веществ, не вырабатываемых и плохо усваиваемых биотой (ксенобиотиков). К ксенобиотикам относятся: тяжёлые металлы, диоксины, пестициды, радионуклиды, различные консерванты.

С загрязнением связаны явление парникового эффекта, разрушение озонового слоя, появление смога. Интенсивный смог вызывает различные заболевания у людей (удушье, приступы бронхиальной астмы, аллергию и др.), отрицательно влияет на растительность, способствует разрушению сооружений, архитектурных памятников.

Нормативы загрязнения

Определить экологическую безопасность окружающей среды довольно просто. Достаточно проанализировать показатели нормативов загрязнения и с их помощью уберечь население от вредного воздействия. Каждый норматив определяет допустимую концентрацию вредных веществ, которые находятся в среде, а также уровень вредного воздействия в виде акустических, радиационных, электромагнитных источников. Кроме того, показатель определяет содержание губительных элементов в продуктах питания.

Понятие экологического нормирования

ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет понятие следующим образом:

Экологическое нормирование – это разработка нормативов, говорящих о качестве окружающей среды, а также норм допустимого воздействия на нее во время производственной или хозяйственной деятельности.

Механизмы данного процесса таковы:

  • исследования, призванные обосновать норматив в рамках природоохранной сферы;
  • разработка условий создания норматива;
  • экспертные изыскания на утверждение норм;
  • создание информационной базы по установленным нормам;
  • контроль над использованием нормативов;
  • прогнозирование последствий на социальном, экономическом или экологическом уровне.

Нормированию подлежит природопользовательская деятельность юридических лиц и рядовых граждан.

Классификация нормативов загрязнения

Показателей качества среды существует очень много, поэтому их объединили в четыре большие группы:

  • санитарно-гигиеническая – содержит нормативы, отвечающие за концентрацию вредных веществ, находящихся в почве, атмосфере, водоемах. К данной группе также относятся вредные физические воздействия в виде вибраций, шума, разных видов излучения. Установленные показатели направлены на улучшение и защиту здоровья человека;
  • экологическая – нормативы данной группы определяют антропогенное воздействие на среду, от которого зависит существование людей и окружения. Цель данных показателей – сохранить генофонд планеты, восстановить экосистему, предотвратить истощение и ухудшение природной среды;
  • производственно-хозяйственная – состоит из технологической, рекреационной, градостроительной подгруппы. Задачей нормативов является обеспечение безопасности в процессе планировок и застроек городов, оптимальных условиях для туризма и отдыха, лимитирование отходов и выбросов, прочее;
  • временная – включает в себя оценку воздушной среды, водных бассейнов, почвенных слоев и радиоактивного загрязнения.

Как правило, экологические нормативы устанавливаются для всех регионов одинаковые. Исключением могут стать курортные и оздоровительные зоны (там показатели будут более высокими).

Цель экологического нормирования

Основной целью экологического нормирования является установка допустимых границ влияния на биосферу. Указанный предел должен служить гарантией экобезопасности, адекватного восполнения природных ресурсов, сохранности генофонда в условиях производственной и хозяйственной деятельности человека.

Объекты экологического нормирования – антропогенные факторы, которые влияют на биосферу и экосистемы, а также на отдельные их компоненты, и природные факторы, воздействующие на человека. Все эти факторы необходимо регулировать.

В рамках систематизации нормативов экостандарты применяются для:

  • территориального зонирования;
  • создания нормативов качества окружающей среды;
  • определения предельных допустимых значений по содержанию вредных веществ;
  • разработки санитарных норм для питьевой воды;
  • определения границ нагрузки на биосферу и предела техногенных воздействий.

Существуют как российские, так и мировые стандарты, которые применяются, в том числе, и к реализуемой продукции. Одним из известных международных стандартов является ISO. В РФ действует собственная система ГОСТ Р.

Классификация экологических нормативов в сфере охраны окружающей среды

В вышеуказанном законе «Об охране окружающей среды» указаны следующие виды нормативов:

1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. При этом важно учесть природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. Нормативы качества окружающей среды включают в себя:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов.

2. Нормативы допустимого воздействия устанавливаются для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Законодатель выделяет:  

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  • нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
  • нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
  • нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

3. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной деятельности относительно нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере охраны окружающей среды.

4. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

5. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение также устанавливаются для предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

6. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника подобного воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также учитывая влияния других источников физических воздействий.

7. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды – нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.

8. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах определенных территорий и акваторий.

9. Иные нормативы в сфере охраны окружающей среды, которые могут устанавливаться в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды.

Предельно-допустимые значения вредных веществ в воздухе

Наименование вещества Максимально допустимое разовое значение, мг/м³ Среднесуточное допустимое значение мг/м³
Сернистый газ 0,5 0,05
Фосфорный ангидрид 0,15 0,05
Нитробензол 0,008 0,008
Угарный газ 3,0 1,0
Пары серной кислоты 0,3 0,1
Аммиак 0,2 0,04
Нафталин 0,003 0,003

Нормативы постоянно дополняются и разрабатываются новые. Существуют специальные службы, осуществляющие контроль за данным процессом.

Нормы и лимиты

Человечество вынуждено искать компромиссные решения между экономической деятельностью и вопросами экологии. Экологическое нормирование охраны окружающей среды представляет собой особенную систему, элементами которой являются нормативы и акты, касающиеся:

  • допустимых границ негативного воздействия;
  • качества окружающей природной среды;
  • пределов изъятия природных ресурсов и компонентов из биосферы;
  • организации санитарных и защитных зон.

Экологическое нормирование и стандартизация согласуются с физическими и химическими индексами, показывающими состояние биосистем. Они обязаны учитывать ПДК радиоактивных или химических соединений, уровни тепла и другие показатели. Кроме того, они согласуются с биологическими индексами и учитывают концентрацию микроорганизмы.

Экологическое нормирование включает:

  • допустимые предельные значения выбросов микроорганизмов или веществ;
  • лимиты на формирование и размещение отходов производства и потребления;
  • допустимые границы физического воздействия, к которому относят излучения, вибронагрузки, шум;
  • допустимые лимиты на изъятие природных ресурсов и нагрузок, которые испытывает биосфера из-за человеческой деятельности и т.д.

Экспертная лаборатория «Экостар» готова разработать природоохранную документацию для любых предприятий, ведущих хозяйственную деятельность на территории РФ. В нашей компании трудятся специалисты и эксперты, обладающие многолетним опытом, благодаря чему они могут реализовать даже сложные проекты.

Стандартизация в сфере природоохранной деятельности

Стандартизация, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, является правовым средством по охране природной среды, которое объединяет стандарты и иные нормативные документы с целью установления общего предмета регулирования: требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля; ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду; порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

Процесс стандартизации играет важную роль и регламентируется специальными нормативными актами, поэтому на уровне экологического законодательства могут приниматься правовые документы, не имеющие юридических характеристик стандартов, однако, устанавливающие:

  • порядок организации природоохранной деятельности и управления с сохранением прав на разработку экологических требований за органами охраны окружающей среды;
  • ограничения хозяйственной и иную деятельность для пресечения любых форм негативного воздействия на окружающую среду.

Разграничение стандартов на практике означает уточнение компетенции специально уполномоченного органа в сфере окружающей среды по принятию подзаконных нормативных правовых актов в области нормирования.

Основные источники загрязнения

Самыми распространенными загрязняющими веществами являются выбросы, рассеивающиеся в атмосферном воздухе, сбросы в подземные и поверхностные воды, физико-химические факторы (шум, вибрации, излучения), биологические загрязнители. В случаях, когда концентрация веществ превышает допустимый уровень, проводятся специальные действия, направленные на улучшение состояния окружающей среды.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Что обеспечивает экологическое нормирование?

Экологическое нормирование обеспечивает создание санитарно-гигиенических правил, контроль над производственной деятельностью и ресурсной базой. Оно помогает процессам охраны и рационального использования ресурсов природы, позволяющим восстанавливаться биосфере, создает благоприятные условия для безвредной производственной и хозяйственной деятельности. Также на его основе разрабатываются штрафные санкции, которые применяются к организациям, влияние которых негативно сказывается на состоянии природы и экологии.

Какие задачи решает экологическое нормирование?

Цель экологического нормирования предполагает решение следующих задач:

  • нормирование качества природоохранной сферы;
  • разработка правовой базы, призванной регулировать взаимоотношения между человеком и окружающей средой;
  • создание методологии для оценки и анализа негативного влияния человеческой деятельности и техногенной нагрузки.

Какова роль и значение экологического нормирования?

Экологическое нормирование устанавливает основные нормы, помогает создавать инструкции, правила и требования, которые выдвигаются к производственной деятельности человека, изготавливаемой продукции и контрольным методам. Благодаря ему создаются запреты и разрабатываются ограничения, которые направлены на снижение негативного воздействия человека на окружающую среду.

Экологическое нормирование регламентирует правоотношения, которые возникают в сфере управления природоохраной.

Экологическая сертификация

Статья 31 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. гласит, что основной целью проведения сертификации является обеспечение экологической безопасности осуществляемой хозяйственной и прочей деятельности на территории России. Перед экологической сертификацией стоят следующие задачи:

  • предупреждение появления на рынке и реализации экологически опасных продукции и услуг и предупреждение экологического и экогенного вреда;
  • внедрение экологически безопасных технологических процессов и оборудования;
  • производство безопасной для окружающей среды продукции на протяжении ее жизненного цикла, повышение качества и конкурентоспособности;
  • предотвращение ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов.

Экологическая сертификация осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании”. Ст. 21 данного закона гласит, что добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольной сертификации могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Уполномоченный орган по сертификации:

  • осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
  • выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
  • предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
  • приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Широкое развитие добровольная экологическая сертификация получила при возведении объектов Олимпиады в г. Сочи. Согласно международным требованиям объекты Олимпиады должны соответствовать международным “зеленым” стандартам. Сейчас используются зарубежные стандарты BREEAM и LEED, но ведется работа по разработке национальных систем экологической сертификации объектов капитального строительства. Например, в 2009 г. Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации были утверждены критерии системы добровольной экологической сертификации объектов недвижимости. Распространение получает экологическая сертификация “умных домов”, построенных с применением энергоэффективных материалов и технологий. Система добровольной экологической сертификации зданий и сооружений разработана Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ). В 2012 г. зарегистрирован национальный стандарт ГОСТ Р 54964-2012 “Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости”.

В настоящее время законодательство направлено на совершенствование разрешительной деятельности в сфере охраны окружающей среды и ориентируется на дифференциацию обязательных экологических требований в зависимости от степени экологической опасности объекта хозяйственной деятельности, а также на искоренение элементов разрешительной системы, которые являются административными барьерами.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...