Индийские ковры

Индийские ковры ручной работы: этапы становления

Ковры ручной работы из Индии, техника производства которых пришла к нам из глубины веков, уникальны по своей фактуре и внешней эстетике. Первые мастера-ковроделы прибыли в Индию из Персии по приглашению местного раджи, которого поразило великолепие убранства при дворе шаха. И хотя достаточно долго образцы индийского ковроткачества создавались под влиянием техники и мировоззрения персидских мастеров, это не помешало индусам научиться создавать самобытные творения, абсолютно уникальные и непохожие по орнаментике и стилю на изделия «учителей».

Но случилось это не сразу. Долгое время индийские ковры считались дешевыми подделками, аналогами персидских, но более низкого качества. И только в XXVII веке ковроткачество этой страны начинает приобретать собственный стиль, превращаясь в настоящее искусство. Процессу развития ковроделия способствовала, в том числе, колонизация Индии Великобританией: спрос на ковры вырос, экспортные поставки в европейские страны многократно увеличились.

К началу XXVIII века уровень мастерства и ярко выраженный национальный колорит индийских ковров достигли уровня, когда они на равных могли конкурировать с персидскими и китайскими товарами.

Особенности

Традиционные изделия представляют собой уникальные композиции из переплетения нитей ярких и живых оттенков: золотых, серебристых, желтых, красных, голубых, розовых и т. д. Узоры и орнаменты, которые мастера наносят на полотна, воплощают богатство растительного и животного мира страны: экзотических деревьев, цветов, растений и животных. Все это символизирует здоровье, удачу и обновление. Уникальная техника плетения позволяет рисунку быть многогранным, и под каждым углом вы будете видеть узор по особому.

Настоящий индийский ковер очень изящный, прочный, красочный и долговечный.

Такое изделие – уникальное произведение искусства ручной работы. На изготовление одного ковра требуется примерно год работы. Над полотном одновременно трудятся от четырех до двадцати мастеров, в зависимости от размеров ковра и сложности рисунка. Именно этим обоснована немаленькая стоимость такого товара. Однако если принять во внимание все перечисленные характеристики изделия, цена уже совсем не кажется завышенной. К тому же ковер ручной работы – отличное вложение денег, поскольку ценность такого изделия с годами только повышается. Более того, многие экземпляры тканого искусства украшают галереи и частные владения известных коллекционеров.

История ковров в Индии

Индийский ковер: история развития индустрии

История индийских ковров, особенно шерстяных ковров, относится к периоду еще в 500 г. до н. э. Ссылки на самые ранние тканые коврики и напольные покрытия можно найти в древней и средневековой индийской литературе.

История индийских ковров начинается с того, что, когда Бабур приехал в Индию, он был разочарован отсутствием здесь роскоши. Он видел роскошь Персии, которая включала персидский ковер, и таким образом Акбар заложил основу традиции ковроткачества в Индии в 1580 году нашей эры в своем дворце в Агре. Он установил центры ткацких изделий ковра в Агре, Дели и Лахоре, чтобы облегчить производство персидских стилизованных ковров, которые были вдохновлены проектами Кирмана, Кашана, Исфахана и так далее. Моголы не только использовали персидскую технику ковроткачества, но и традиционные узоры и мотивы из Персии. Могольские ковры были столь же неясны, как и их миниатюры, и обычно изображали придворную жизнь, животных и цветочные украшения. Могольские ковры были ярко окрашены, а шелковые ковры с ручным узлом имели 4224 узла на квадратный дюйм. Однако самым известным видом индийских ковров был ворсовый ковер, который пришел в Индию в царствование Акбара в 16 веке. В 1580 году Акбар привез некоторых персидских ткачей ковра в Индию. Искусство росло и процветало здесь, и оно было модифицировано в соответствии с королевскими вкусами и смешано с индийским искусством. Персидские ковры были воссозданы в индийских формах. Эти ковры распространяются на весь субконтинент с каждой областью, имеющей собственные особенности.

Индийский ковер: история развития индустрии

С самого начала шерсть или шелк были основным материалом вязанных ковров. Шерсть может иметь разнообразное происхождение в зависимости от типа ковра. Шелковые узлы также используются в Кашмирском регионе. Узоры индийских ковров варьировались от виноградных лоз и цветочных узоров, фигур животных и птиц до геометрических и каллиграфических узоров. Ковры из эпохи царствования Акбара (1556-1605) использовали хлопчатобумажную основу и шерстяной ворс, а разнообразная цветовая гамма имела несколько оттенков зелени и других цветов на красной и персиковой основе. Узоры были переработаны под копию персидского стиля, но позже изменены на индийский вкус.

Индийские ковры во времена правления Джахангира (1605-27) продолжили набирать свою популярность. Использовались такие материалы, как шелк и пашмины, что позволяло включать большее количество узлов в произведения искусства. Узоры этих индийских ковров напоминали миниатюрные картины. Тонкие градации и затенения с нитями были сами по себе художественными. Узоры этих ковров были отражением рукописной живописи. История индийских ковров показывает технически изысканный вкус как в дизайне, так и в ткачестве. Ковры имели изображения виноградных лоз, цветущих растений и более натуралистичных животных в живописном или общем узоре.

Индийский ковер: история развития индустрии

Во время правления Шахджахана (1628-1658) искусство индийских ковров достигло новых высот. Плетение включало около 2000 узлов на квадратный дюйм. Шелк или ворс пашмины дали коврам бархатистую текстуру. Затенение пряжи было таким же стильным, как и в правление Джахангира. Цветы по-прежнему были основными элементами дизайна. В эту эпоху узоры были в основном цветочными, иногда с геометрической или каллиграфической отделкой. Китайские и европейские узоры также повлияли на историю индийских ковров. Каллиграфия повлияла на ковровое ремесло, как и другие ремесла в Индии. Хотя, как и все другие ремесла, ковроткачество также видело падение на некоторое время, но ремесло поддерживается в традиционных семьях и сегодня.

Индийский ковер: история развития индустрии

Индийские ковры считаются наиболее технически умелым классическим ремеслом. Ткачи ковра Индии известны их изящными проектами, элегантностью, привлекательными цветами и мастерством. В 1958 году было 14 заводов с 350 ткацкими станками и 80 коттеджных единиц с 400 ткацкими станками. Согласно опросу, проведенному в Индии, в 1974 году насчитывалось около 3500 ткачей ковров. К концу восьмидесятых их общая численность достигла около 48000 человек. Это замечательное расширение ковровой промышленности в основном связано с программой массового обучения, введенной и спонсируемой Индийским Советом по ремеслам. В рамках этой программы были подготовлены многочисленные группы девушек, которые начали новую разработку на рынке труда Кашмира. Еще одним здоровым признаком роста ковровой промышленности стало ее перемещение из города Сринагар в сельские и полугородские районы.

Ковры ручной работы из Индии – традиционные материалы и своеобразное обаяние

Особый шарм индийских ковров формировался под влиянием религиозных и бытовых традиций. При производстве всегда применялись только натуральные высококачественные материалы – шерсть тончайшей выделки, натуральные и безвредные для здоровья красители.

Мировую известность индийским мастерам снискали ковры, изготовленные в провинции Кашмир из тончайшей пряжи горных коз и шелка. Индийские ковры ручной работы из Кашмира поражают своей красотой, изысканностью и шармом: мягкие переливы света на шелковом полотне делают их неповторимыми. Солнечные лучи, попадающие на поверхность под разными углами, меняют цвет изделия, добавляя некий мистический элемент в обыденную вещь, а плотное расположение узелков гарантирует высокую прочность. Поскольку шелковая нить очень тонкая, то количество узелков на квадратный метр может превышать миллион.

Материалы изготовления

Наиболее распространенными материалами для ковроткачества в Индии являются шерсть местных коз и овец, холопок, кашемир, а также шелк индийского тутового шелкопряда. Встречаются и комбинированные варианты, например, шерсть с шелком или холопок и шерсть. Главное, чтобы материалы были исключительно натуральными и очень хорошими по качеству.

Первоклассные индийские товары поражают свои великолепием и самобытностью. Они сохраняют свой первозданный вид на протяжении многих лет. Хотя стоит отметить, что в современном производстве индийских ковров иногда применяют синтетические материалы, такие как полиамид, акрил и другие. Но такие изделия существенно отличаются от традиционных ковров.

Гибкость, прочность и тонкость ковра зависят от количества узелков и рядов, которые создаются при изготовлении изделия. Существует множество техник производства и обработки нитей. И чтобы изучить их все, понадобится очень много времени.

Как отличить от подделки?

Итак, вы захотели приобрести роскошный рукотворный ковер из Индии. Теперь предстоит самое сложное – выяснить, оригинальное ли это изделие или более дешевая копия. Учитывая современные технологии производства и великое разнообразие товаров на рынке, не сложно запутаться. Однако распознать подделку все-таки можно. Для этого возьмите на заметку следующие советы:

  • Обращайте внимание на стоимость. Очевидно, что настоящий индийский ковер ручной работы не может стоить слишком дешево. Если вы видите пестрящие объявления о грандиозных скидках на подобные товары – не спешите совершать покупку. Далеко не всегда представленная продукция является подлинной. Первоклассные ковры из Индии не нуждаются в громкой рекламе и распродажах, поскольку спрос на них и без того высок во все времена.
  • Оцените структуру. Настоящий шелк при скручивании не надламывается, не деформируется и не трескается, в отличие от дешевой синтетики. Поэтому перед покупкой проделайте несложный эксперимент – просто скрутите полотно в рулон и проанализируйте результат. Доверьтесь своим тактильным ощущениям. Настоящий шелк на ощупь чрезвычайно мягкий, нежный и приятный. Он очень эластичный, однако при этом легко становится мятым.
  • Потрите волокна. Если потереть натуральный шелк, то он нагреется. Но стоит отметить, что такой способ выявления подделки не является стопроцентным. Так, вискоза при трении тоже нагревается. И именно вискозу чаще всего довольно легко спутать с шелком.

Иногда для проверки качества волокна изделия поджигают. Если изделие синтетическое, то вы заметите характерный запах пластика. Хлопковое волокно, сгорая, оставляет пепел, а шелк источает запах, подобный сгоревшему человеческому волосу. Однако такой метод проверки не всегда применим, поскольку поджечь даже маленькую часть дорогостоящего ковра решится далеко не каждый.

  • Попросите продавца предъявить сертификат. У любого первоклассного изделия имеются специальные документы, которые подтверждают его высокое качество. Поэтому обязательно уточните, есть ли у продавца такие бумаги. При отсутствии сертификатов (какой бы ни была причина), стоит задуматься о добросовестности поставщика. Доверяйте только проверенным фирмам, например, Topsy.

Ковры из Индии: техника и цветовая гамма

Формирование огромного количества узелков на индийских коврах создает иллюзию нескольких полотен, меняющих оттенки под разным углом зрения. Особенно это свойственно шелковым коврам – самым дорогостоящим. Иногда шелк комбинируется с шерстью кашмирских коз, хлопковых или войлочных нитей.

Все изделия индийских мастеров ковроткачества имеют узнаваемую цветовую гамму. Помимо золотых и серебряных вкраплений используются яркие, сочные, «живые» цвета: зеленый, голубой, желтый, розовый, красный кошениль. Особо нужно отметить красители, применяющиеся в индийских шелковых коврах, поскольку им нет аналогов в мире. Абсолютно натуральные, приготовленные на растительной основе, по стойкости они часто ничуть не уступают синтетическим.

Уход

Приобретая великолепный индийский ковер, каждый желает, чтобы изделие сохранило первозданную красоту как можно дольше. Это вполне реально, главное, правильно ухаживать за ним. Запомните несколько основных правил:

  • Не применяйте агрессивные чистящие средства. Если на ковре образовалось пятно, не стоит наносить на него магазинную бытовую химию. Просто обработайте загрязненный участок слабым содовым раствором. Чтобы просушить полотно, ни в коем случае не вывешивайте его под прямые солнечные лучи, не используйте фен, не кладите на батарею. Просто дождитесь высыхания ковра при комнатной температуре, на это не понадобится много времени.
  • Регулярно очищайте ковер от пыли. Следует каждый месяц вытряхивать полотно, чтобы избавиться от накопленной грязи. Однако пылесосить изделие крайне не рекомендуется, поскольку вы можете нарушить структуру ковра. Лучше почистите изделие замшевой тряпочкой или мягкой щеткой по направлению ворса.

Если вы что-то пролили на ковер, немедленно соберите жидкость при помощи тряпки. Только не нужно тереть изделие, чтобы не повредить его.

Ковры ручной работы из Индии от компании «Luxury carpets» – гарантия качества от лучших мастеров Кашмира и Агры

Интернет-магазин Luxury carpets предлагает индийские ковры любых стилей и направлений для создания колоритного восточного интерьера вашего дома. Современные мастера этой страны работают как с персидскими орнаментами, так и в собственной манере. Индийские узоры на коврах уникальны по своей простоте, узнаваемы и очень своеобразны.

Мы предлагаем вам купить индийские ковры ручной работы в нашем интернет-магазине по самым доступным ценам, поскольку сотрудничаем напрямую без посредников с ведущими производителями это страны. Наши товары проходят обязательную проверку на соответствие требованиям качества и стандартам безопасности.

В качестве подтверждения подлинности образца мы предоставляем своим клиентам сертификаты, которые выдают специализированные центры сертификации. Кашмирские ковры также проходят тщательную систему контроля.

В каталоге нашего магазина вы найдете также великолепные ковры из Агры – провинции, которая славится тонким изысканным ткачеством из шерсти и шелка. Ковры агрских мастериц поразительно мягкие, прочные, завоевавшие признание у на рынке и успешно конкурирующие со знаменитыми коврами из Кашмира.

Ковры из Индии – это хорошая инвестиция в будущее. Со временем их стоимость растет, а качество при этом нисколько не ухудшается. Не так давно на одном аукционе в Европе антикварный индийский ковер был продан за миллион долларов.

Дополните свой изысканный интерьер в восточном стиле коврами от интернет-магазина Luxury carpets!

Место в интерьере

Несмотря на то, что индийские ковры очень яркие и красочные, они идеально вписываются в любой интерьер. Вовсе не обязательно, чтобы помещение было оформлено в восточном стиле.

Красивый ковер будет отлично смотреться в гостиной в стиле кантри, контемпорари, классическом и скандинавском дизайнах.

Натуральное полотно из Индии украсит модную квартиру в стиле лофт и помещение, оформленное под ретро. Причем ковер располагают не только на полу, но и на стенах. И это отнюдь не выглядит старомодно, напротив, придает интерьеру особую изысканность и самобытность.

Такая универсальность и гармоничность изделия с любым дизайном интерьера связана с большим художественным уровнем выполнения изделия. Ведь на индийских коврах мастера делают не просто незначительные узоры. Зачастую это настоящие картины, вызывающие настоящее восхищение.

О том, в каком интрерьере лучшего всего будет выглядеть индийский ковер, вы узнаете в следующем видео.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...