Правда ли то, что дагестанские ковры ценятся выше персидских?

История ковроткачества в Дагестане

История дагестанских ковров связана с Великим шёлковым путем. Благодаря купцам из торговых караванов, на Кавказе узнали о существовании ковроткачества и затем переняли секреты мастерства в Иране.

Знаменитым центром этого ремесла несколько веков назад стала южная провинция Табасаран, и свой почётный статус она сохранила до сих пор. Здесь мастерство перенимают из поколения в поколение, а занимаются ковроткачеством в основном женщины. Ремесленницы самостоятельно выполняют весь цикл работ — от подготовки шерсти до изготовления изделия, а вот на фабриках для каждого этапа есть отдельные сотрудники.

Наш магазин осуществляет продажу кавказских ковров

Кавказские ковры представляют собой важную составляющую культурного наследия народов Кавказа. Под данным термином обобщается целый ряд различных типов продукции, куда входят как безворсовые, так и ворсовые. Длина ворса может значительно различаться в зависимости от технологии производства. Рисунок обладает характерными чертами, которые при соответствующем ознакомлении уже невозможно спутать с какими-либо подобными узорами.

В рамках данной группы также существуют различные виды таких ковров, в частности бакинские, казахские, гянджинские, ширванские, шемахинские, карабахские, ардебильские и тебризские. Этапы развития мастерства изготовления являются неотъемлемой частью истории кавказских народов и тесно сцеплены с традициями и обрядами.

Дагестанские ковры: история появления и предназначение

Первые упоминания о дагестанских коврах можно встретить в трудах «отца истории» — Геродота. В основу классического дагестанского ковроделия положены традиции восточных умельцев. Ведь, много веков европейцы снаряжали торговые экспедиции в Персию и Китай для того, чтоб привезти оттуда не только шелк, но и ковры. Любой уважающий себя аристократ или монарх имел целую россыпь красивейших ковровых изделий Востока. Кстати, самый древний ковер, который дошел до наших дней, был найден во время раскопок в 1949 году, а сегодня входит в золотую коллекцию Эрмитажа:

Глупо думать, что ковры изначально были придуманы как предмет роскоши. Вначале они имели очень узкий функциональный характер. Подумайте сами, на Востоке в древности проживали, в основном, кочевники. А что самое главное для кочевника? Первое – большая мобильность, второе – быстрое обустройство жилища, третье – защита от климатических факторов, то есть, чтоб было тепло и сухо. Именно ковры в полной мере отвечали всем требования, которые были необходимы для жизнедеятельности кочевников. Понятно, что те ковры очень сильно отличались от того, что мы сегодня видим. Но, это так было положено начало ковроделию.

Уже потом люди поняли, что ковер – это не только защита от ветра, но и способ выделиться среди своих сородичей. Так пришли к тому, что стали ткать красивые и изысканные ковровые изделия. Дальше это привело к тому, что количество, качество и красота ковров определяло уровень богатства человека. Каждый правитель Древнего Востока старался окружить себя дорогими и изысканными коврами, подчеркивая, таким образом, свое превосходство над остальными.

Кстати, знаете ли вы, как в древности в Дагестане проверяли качество изделия? Я где-то читал, что раньше проверка качества ковров проходила в три этапа: 1 – по только, что вытканному ковру пропускали табун лошадей; 2 – после этого несколько дней держали изделие под палящими лучами солнца; 3 – последний этап заключался в том, что ковры опускали в воду и оставляли там некоторое время. Если после всех этих «испытаний» ковровое изделие не теряло свих свойств, то считалось, что мастер поработал на славу. Вот это были технологии!

Почему настоящие табасаранские ковры ценятся выше персидских?

Можно ли вообще сравнивать табасаранские ковры с персидскими (иранскими)? На самом деле, можно и нужно. Хотя, не нужно умалять качество работы, талант и славу иранских умельцев, но факты остаются фактами. Средняя «продолжительность жизни» персидского ковра равна 70-150 лет, а дагестанские ковры «проживут» — 300-400 лет. Это в том случае, если «эксплуатировать» по назначению. Да, подчеркиваю, что все вышеприведенные цифры относятся к коврам ручной работы.

В последние годы, к сожалению, качество изготовления табасаранских ковров стало ухудшаться за счет того, что за это дело взялись люди, которые хотят извлечь из этого прибыль. Как нам известно, в таких случаях о качестве и уровне сервиса никто не думает. Хотя, нужно отметить, что до сих пор огромное количество умельцев ткут именно теми способами и методами, которым обучили их деды и прадеды. Процесс изготовления ковров ручной работы практически не изменился.

Помню, в Дербенте еще в школьные годы я обучал соседку (табасаранка) чтению Корана. Женщина была в годах и единственным ее занятием, кроме чтения Корана, было ковроделие. Этому ремеслу отводилась целая комната, в которой стоял просто огромный станок (так она называла это устройство):

На ткацких станках изготавливали ковровые изделияЯ тогда не понимал, как она может целыми часами, сгорбившись, заниматься этим, как мне тогда казалось, «нудным и неинтересным» занятием. По ее словам, на изготовление одного ковра она тратила порядка 2-3 месяцев интенсивной работы. Это при том, что ей помогала ее дочь. Но, знал ли я тогда, что передо мной разворачивается настоящее народное творчество, задумывался ли я этим? Нет, конечно же, нет. Хотя, не скрою того, что я сам пытался несколько раз помочь ей в ее нелегком, поверьте моим словам, труде. Кстати, примерно так работают женщины на станках:Работа за ткацким станком - тяжелый труд

Мне тогда казались диковинными все инструменты, которые они использовали. Я не понимал, для чего они держат рядом какие-то чертежи и рисунки. Кстати, чертежи готовила сама женщина, которая имела  6 классов образования. Мне, десятикласснику, они казались очень сложными, да и сейчас кажутся, что уж лукавить. А теперь подумайте, каким мастерством, какой усидчивостью и терпением должна обладать женщина, чтоб на протяжении нескольких месяцев изо дня в день работать над созданием шедевра. Ниже вы согласитесь с тем, что, действительно, эти люди творят настоящие произведения искусства.

Я как-то поинтересовался у нее, стоит «оно» того, чтоб вот так трудиться. Тогда она повела меня в другую комнату и показала ковер, который подарила ей мать (а матери подарил прабабушка). Возраст ковра составлял 170 лет! Я был шокирован тем, как сохранился ковер. Такое ощущение, что ковродельщица только час назад закончила работу над ним. И тогда я понял, что таким образом сохраняются преемственность поколений и народные традиции. Тогда же я узнал, что раньше ковроделие было основным источником дохода семьи. Джамал в своей статье привел очень интересный пример: один ковер средних размеров стоил примерно столько же, сколько и две лошади. Также он отмечает, что каждая дагестанская девушка в своем приданном должна была иметь ковер ручной работы, а табасаранские невесты обязаны были сами себе ткать ковровые изделия. Такие вот традиции!

Подводя итог этой главы, думаю, может и не стоило сравнивать дагестанские ковры с работами персидских умельцев. Возможно, это кого-то и заденет. Знаете, я уже не удивляюсь. После статьи «Причастны ли лезгины к появлению лезгинки» столько грязи было «вылито на меня», что теперь задумываюсь, нужно ли вообще писать о культуре народов Кавказа? Понятно, что и перскидские, и дагестанские умельцы в каждом ковре зашифровывали определенный смысл. Ведь, не зря есть люди, которые ищут ковровые изделия именно с каким-то определенным орнаментом или расположением узоров. Я не ошибусь, если предположу, что в каждом ковре можно прочитать легенду, былину или наставление владельцу.

Разновидности дагестанских ковров

Бурному развитию ковроделия на юге Дагестана способствовало три фактора: первый фактор — близость Ирана (то есть Персии), второй – то, что здесь проходил Великий шелковый пут, третий – широкое распространение Ислама. Ну, влияние близости Персии мы уже рассмотрели. На протяжении нескольких веков центром торговли на Кавказе был город Дербент, которые служил форпостом между Западом и Востоком. Город был входил в маршрут Великого шелкового пути. Несомненно, что это придало толчок развитию всех ремесел, особенно, ковроделию. К тому же, многие торговцы знали, что именно в Дербенте можно было найти шерстяные нитки самых разных цветов и окрасок (местные ремесленники научились получать естественные красители из кустарников и трав).

Влияние распространения Ислама на Северном Кавказе тоже можно «разложить по полочкам». Понятно, что персидские торговцы и ремесленники охотнее делились своими секретами и чаще покупали товары у мусульманского населения. К тому же, до сегодняшнего дня принято молиться (совершать намаз) на ковриках, которые получили название «намазлыки»:

Коврики, на которых совершали намаз назывался "намазлык"

Все это не могло не сказаться на развитии ремесла у народов Северного Кавказа. Но, было бы удивительно утверждать, что только табасаранцы имеют традиции ковроделья. Я подчеркиваю то, что это является их национальным ремеслом. Но, все народы Дагестана были заняты ковроткачеством. Например, лезгины в селениях Ахты, Курах, Касумкент с большим успехом ткали ковровые изделия. Аварцы из Хунзаха, селения Цада (родина Расула Гамзатов), Гергебиль славились производили безворсовые ковры. Даргинцы из селения Леваша ткали шерстяные паласы. Кумыки, проживающие в селениях Буглен, Каякент, Дургели изготавливали войлочные ковры и узорчатые шерстяные паласы. Таким образом, можно перечислить каждый народ, который вложил большие усилия в развитие ковроделия в Дагестане.

Друзья, помните, как в статье «Баллада о народах Северного Кавказа» старался предельно ясно и просто рассказать вам о, казалось бы, сложных народных сплетениях. Вот и здесь попытаюсь, как можно проще показать вам виды ковровых изделий. Хотя, нужно признаться, что понять все с первого раз не так просто. Итак, на сегодняшний день ковровые изделия по исполнению и характеру рисунка (узоров) подразделяются на три большие группы:

  • Ворсовые дагестанские ковры

Здесь можно очень долго рассказывать о типах ворсовых ковров, но я не вижу смысла в этом. Поэтому, расскажу вам об особенностях и приведу несколько примеров. Итак, ворсовые ковры в классическом исполнении можно узнать по геометрическим изображениям, олицетворяющим растения, животных и самого человека. Таким образом, раньше умелицы с помощью таких вот геометрических изображений показывали окружающий мир. Ученые называют это явление «языком коврового искусства». Кстати, очень часто на подобных изделиях изображали целые сцены, баталии и обряды. Со временем язык коврового искусства был утерян и изображения стали носить декоративный характер.

Здесь нужно сказать, что вне зависимости от типа, все ворсовые ковры имеют одинаковую композиционную структуру: центральное поле и бордюр. Чтоб было понятнее, решил показать на картинке ниже. Подобная компоновка ковра придает целостность всему рисунку ковра (бордюры ограничивают центральную часть и образуют замкнутость).

Один из самых распространенных видов ковров - ворсовые
Кроме того, можно классифицировать ковры и по орнаменту композиции на три вида:

1. Центрический — весь орнамент сводится к выделению центральной фигуры ковра, так называемого «медальона». Вот пример:

2. Фоновой – орнамент без какой-либо одной крупной фигуры, но мелкие фигурки заполняют весь фон. Пример смотрите:

3. Каймовый – орнамент выполнен так, чтоб привлекать внимание на «бордюр» ковра. Такой тип орнамента называют еще «каймовым». Так это выглядит:

Говоря о ворсовых коврах, нельзя не сказать и о тех цветовых решениях, к которым прибегали народные умельцы. Фоном почти всех ворсовых изделий служит синий или вишнево-красный цвет, что по идее должен сильно напрягать взгляд. Но, цветовая гармония достигается за счет использования мелких и средних деталей самого разного цвета (до 24 оттенков).

  • Безворсовые дагестанские ковры

К этой группе относятся – красивейшие азербайджанские и лезгинские сумахи (кстати, мне они больше всего нравятся). Главная особенность сумахов – большое бытовое использование. Чаще всего их используют для покрытия пола (в отличии от ворсовых ковров, которые используются для стен). Сумахи бывают намного больше обычных ковров. Кроме того, они более мягкие, так как при их изготовлении применяют специальную технику плетения, которая позволяет оставлять под ковром шерстяные нитки длиной в 10-15 сантиметров (это и делает их такими мягкими). Вот пример сумаха:

Сумах - красивейший ковер

К безворсовым коврам относятся также «давагины». Характерными чертами данных ковров является то, что они двусторонние и имеют синий или темно-голубой фон, на котором и располагается орнамент, который называется «рукзал». Такие ковры распространены у аварцев. Основной рисунок ковра состоит из нескольких «медальонов» (смотрите выше) и отростков, ответвляющихся от этих «медальонов». Как говорится, лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз прочитать:

Давагин - национальный аварский ковер

Думаю, я буду не прав, если не расскажу вам об одном виде дагестанских безворсовых ковров, которые имеются у всех народов – это паласы. Изготовляли их из шерсти, хлопка и даже конопли. Паласы не обладают такими же сложными и красивыми узорами, как ковры, но они очень практичны и очень часто используются в быту. Например, у моей мамы есть несколько паласов. Каждый народ называет паласы на свой лад: азербайджанцы говорят «палаз», табасаранцы – «бархал», лезгины – «рух», аварцы – «турут» и так далее. Вот примеры паласа:

Паласы есть у каждого народа

  • Войлочные ковры

Я не буду долго останавливаться на этом виде ковров. Скажу только, что они распространены у северных дагестанских народов – аварцев, ногайцев, даргинцев, кумыков. Самые известные войлочные ковры – это «арбабашы». Изготавливаются из войлоков различных цветов, которые накладываются друг на друга и, таким образом, вырезается орнамент. Вообще, как уже говорил выше, о технологии и процессе изготовления ковров я обязательно напишу большую статью. Станьте постоянным читателем блога, дабы получать все новые статьи блога на свой e-mail (как стать?). Кстати, вот пример кумыкского ковра «арбабаш»:

Ну, вот и все на сегодня по теме этой статьи. Думаю, вы узнали много интересного и получили для себя именно ту информацию, которую искали. Нам нужно помнить, что дагестанские ковры, равно и табасаранские ковры, представляют собой огромной пласт исторического наследия народов Дагестана. Это наша гордость!

В заключении хочу подарить всем, кто дочитал до конца эту статью целый набор дагестанских ковров. Поверьте, вам очень понравится. Для скачивания нужно просто нажать на нижеприведенную ссылку:

==>> СКАЧАТЬ НАБОР ДАГЕСТАНСКИХ КОВРОВ <<==

А мне осталось вам сказать о том, что в следующей статье я объявлю о начале двух классных конкурсов с большими денежными призами. Подробнее об этом писал с статье «Для чего нужно проводить конкурсы?». И подведем итоги «Еженедельного кроссворда»:

1 место – Нури (beauti…ur@mail.ru) – получает 150 рублей (кодовое слово прислала спустя 12 минут после публикации кроссворда)

2 место – Ирина Гуржий (gurzhi…ina@gmail.com) – 100 рублей (спустя 15 минут)

3 место – Екатерина (reale…0.89@mail.ru) – 50 рублей (спустя 19 минут)

Случайный счастливчик – Пайцар (payt…s@yahoo.com) – 50 рублей

Кодовое слово: контрабандист

Ребята, спасибо всем за участие в конкурсе. Что-то сегодня победили только девушки. Как говорится, везет – сильнейшим! Остальных прошу не расстраиваться. Как уже сказал выше, в следующей статье будет два супер конкурса, в которых каждый из вас сможет выиграть довольно приличные деньги, ждите. Да, победителей прошу выслать мне по форме обратной связи номера телефонов или кошельков в Яндекс-деньги для отправки ваших денежек.

Друзья, что вы думаете по поводу этой статьи? Буду очень рад обсудить ваше мнение в комментариях.

Ковроткачество в Дагестане

Дагестанские умелицы: как производятся табасаранские ковры?

Мастерство ковроткачества традиционно передается из поколения в поколение. Девочки начинают наблюдать за матерями на работе. В Табасаранских семьях женщины являются основными кормильцами семьи, поскольку они зарабатывают больше денег, чем мужчины.

Лучшие шерстяные ковры из России ткут в Табасаране (провинция на юге Дагестана). Именно здесь делают произведения ручной работы, а именно табасаранские ковры, используя техники многовековой конструкции.

Жители Табасарана, проживающие в Дагестане, являются единственной этнической группой в России, продолжающей традиционное искусство — ковроткачество.

В свое время ковры были не такими распространенными, как сейчас, и производилось их не так много, чтобы украсить комнату в любом доме. Кочевые народы, населявшие восточные страны, впервые сделали их практическим объектом, который помогал сохранять дома теплыми, легко транспортировался и оставался нетронутым в течение многих лет.

Дагестанские умелицы: как производятся табасаранские ковры?

Со временем ковры стали включать узоры, которые стали более сложными и элегантными. Их уровень содержания был знаком статуса их владельца.

В наши дни ковры являются обязательными в каждом дагестанском доме. В бедных семьях безворсовые сумахи лежат на полу. Более богатые семьи покрывают полы тяжелыми коврами.

Ковры здесь изготавливаются практически в каждом доме. Если они не продаются, они изготавливаются для использования дома. Цены на них иногда настолько высоки, что после продажи одна семья более полугода может комфортно жить. Такое ковровое изделие по стоимости эквивалентно паре лошадей или нескольким головам мелкого рогатого скота.

Дагестанские умелицы: как производятся табасаранские ковры?

Для того чтобы сделать ковер, вы должны сначала сделать базу. Плотные хлопчатобумажные нити плотно обвиваются вокруг параллельных рамок. Затем несколько женщин садятся за машину и начинают свою основную работу.

С помощью специального крючка они завязывают вокруг каждой нити узел из цветной пряжи. Эти мастера работают в головокружительном темпе.

Когда один рядок закончен, они отжимают его, используя тяжелый гребень. Неровные концы отрезаются при помощи больших ножниц. Так они достигают определенной глубины ворса.

Чтобы убедиться, что они не ошиблись в шаблоне, женщины проверяют схему по шпаргалке. Однако более опытные ткачихи знают картину сердцем.

Наиболее ценными считаются ковры из шерсти, окрашенные с использованием натуральных красителей. Навыки получения того или иного цвета передавались из поколения в поколение. Много различных цветов можно сделать, используя растения, минералы или насекомых.

После того, как женщины заканчивают свою работу, ковры торжественно выносятся во двор. Ковер теперь должен быть отправлен его владельцу. Он или она сможет наслаждаться изделием не менее 300 лет.

Дагестанские умелицы: как производятся табасаранские ковры?

Табасаранские ковры отличаются невероятной долговечностью, секрет которой кроется в особой технике изготовления высококачественной пряжи. Для этого используют шерсть высокогорных овец и окрашивают ее в разные цвета с помощью натуральных красителей: коры ореха, полыни, барбариса.

В прошлом в каждом доме была ткацкая машина. Если они не использовались, их тщательно разбирали и хранили до того момента, пока они не понадобились. У молодой девушки из Табасарана всегда было два больших ковра и один маленький ковер в приданом.

История создания ковров

Ковроделие в Дагестане имеет глубокие исторические корни, и считается одним из ведущих художественных ремесленных искусств. Без преувеличения можно утверждать, что преобладающие большинство женщин республики, между работами, связанными с выращиванием плодоносящих растений, занимаются ручным рукоделием и ткачеством уникальных изделий.

Неправильно считать, что в начале своей истории ковры создавались как атрибут роскоши.  На самом деле исторически сложилось, что народы восточных регионов вели кочевнический образ жизни. Вот главные особенности, сопровождающие такой стиль жизни:

  • небольшой объем возимых с собой вещей для обустройства временных жилищ и зимников, который помещался на несколько лошадей или повозку;
  • перемены горной погоды, неожиданная смена ветра, спонтанное возникновение дождевых фронтов – все это обуславливало жизненную необходимость быстрого обустройства жилища;
  • перепады климата (холод, жара) требовали надежного сохранения тепла в жилище, а ковры прекрасно справлялись с этими задачами.

Традиционный рисунок

Точно установлено, что первые ковры сильно отличались от современных образцов. Связано это с тем, что пришествием времени, помимо перечисленных функций, люди стали использовать дагестанские ковры как предмет роскоши. К ним начали относить изделия с особыми изобразительными элементами и высшими качественными характеристиками. Люди, облаченные властными полномочиями, окружали себя именно такими изделиями.

История утверждает, что прочность и качество ковра, который изготовлен дагестанскими мастерами проверялось в три этапа:

  • на первом по новому ковру пускали табун лошадей, зачастую неоднократно;
  • на втором изделие выставляли под палящие горное солнце и держали на воздухе несколько дней;
  • на последнем этапе опускали в воды горной реки и ждали 3-4 часа.

Если ковровый покров выдерживал испытания достойно, не менял цвет и форму, то работы такого мастера ковроделия оценивались, в высшей степени положительно и стоили очень дорого. Остается только сожалеть, что в наше время такие зрелищные и беспощадные испытания ковровые изделия не проходят.

Интересные факты

Ремесло ковроткачества пришло в Дагестан ещё в 400-х годах до н. э., о чём свидетельствуют находки при раскопках древних поселений.

Старейшее ворсовое изделие, изготовленное на Кавказе, обнаружено археологической экспедицией в 1949 году и хранится в Эрмитаже.

В средние века дагестанцы сурово испытывали сотканный ковёр: пускали по нему лошадиный табун, несколько дней держали в реке, а потом высушивали под солнцем. Хорошими изделиями считались лишь те, которые сохранили начальные качества после такой проверки. Не удивительно, что ковры из Дагестана служат 300–400 лет.

Ворсовое покрытие создаётся узелками из шерстяных нитей. Опытный мастер затрачивает на плетение каждого узелка 2 секунды и выполняет за рабочий день 7–8 тысяч таких операций. Процесс изготовления занимает минимум 2 месяца, но может длиться и несколько лет, если размеры изделия велики и рисунок сложен.

Чтобы 5–6 веков назад купить дагестанский ковёр, нужна была сумма, равная стоимости двух чистокровных коней или небольшого овечьего стада. Сейчас цена такова, что семья мастера может около полугода жить на полученные за одно изделие деньги.

История кавказских ковров

Искусство создания ковров прославило Азербайджан ещё с давних времён. Опираясь на описания Геродота, есть основания полагать, что за 2000 лет до нашей эры на Кавказе уже существовали традиции окрашивания тканей. В эпоху расцвета Шёлкового пути китайские путешественники и торговцы отмечали данную территорию как крупный центр. Производство азербайджанских ковров имело значительные объёмы уже в те времена.

В эпоху Средневековья данное искусство также процветало. В древних катакомбах, датируемых седьмым веком, были найдены ткацкие станки, а также множество образцов древних изделий, отличающихся красотой и утончённостью. Именно в этот период ощущается серьёзное влияние культуры Сасанидского Ирана, которое и закрепилось во многих традиционных сюжетах, которые мастера Кавказа изображают и по сей день.

Орнаменты характерного стиля встречаются на данной территории повсеместно в течение сотен лет.

Хотя историки и отмечают общее следование кавказской школы персидской традиции, однако азербайджанским коврам всегда свойственны более выразительные, крупные и яркие детали изображения. П. Р. Дж. Форд в своих исследованиях отмечал, что родиной производства ковров Дагестана, Грузии и Армении можно с полной уверенностью считать именно Азербайджан, а также территории компактного проживания азербайджанских народов.

Насчитывая тысячи лет истории, кавказские ковры имеют особую ценность всему миру. Они были широко распространены в Европе и Азии уже в раннем Средневековье и всегда по праву считались чрезвычайно качественными и ценными. О долговечности можно судить уже по одному только факту дошедших до нас древних образцов, которые хранятся в музеях всего мира, включая выставки Лондона, Ватикана и Эрмитаж.

Москва высоко оценила значение таких ковров, отметив их в качестве культурного наследия ЮНЕСКО.

Экскурс в историю

Дагестанские умелицы: как производятся табасаранские ковры?

Искусство ковроткачества как традиционное народное ремесло развивается и уходит корнями в древние века, передавая секреты мастерства из поколения в поколение, от матери к дочери, совершенствуя дизайн и композицию, внедряя новые идеи.

Ковроткачество является одним из самых интересных занятий, которое получило наиболее благоприятные условия для своего развития в 20-30-х годах нынешнего столетия. Несколько домов женщин-ремесленников объединились более десяти артелей в населенных пунктах и окрестных деревнях.

Табасаранский ковер имеет очень высокую износостойкость – средний срок эксплуатации ковров составляет около 250-300 лет. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся, как семейные реликвии. Они тверды, прочны и имеют неподражаемый цвет, состав и дизайн. Ковры как произведения вечно молодого и уникального искусства сохранили традиции и технологии старого прошлого для наших дней. Они широко используются для украшения интерьера домов и общественных мест, хорошо гармонируют с любой мебелью.

Дагестанские умелицы: как производятся табасаранские ковры?

Основной дизайн на дагестанских коврах состоит из геометрического орнамента, символизирующего силуэт животных, птиц и растительность окружающей жизни и природы с характерным сочетанием теплых и холодных контурных цветов, придающих дизайну выразительность и утонченность.

В наше время производятся ковры с различными видами рисунков, портретов, пейзажей, памятников, исторических личностей. Табасаранские умелицы производят ковры без ворса и с рельефными изображениями. Уникальный характер ковров требует хорошей квалификации, изысканного вкуса, индивидуального мастерства, большого терпения и кропотливого труда и усидчивости. Многие опытные мастера могут выполнить свою работу без технической схемы проектирования, имея ее в памяти. Хороший ковровщик очень быстро, едва касаясь нитей пряжи, может выполнять около 7-8 тысяч узлов в день, затрачивая всего по 2 секунды на каждую.

Дагестанские умелицы: как производятся табасаранские ковры?

В зависимости от использования каждый ковер имеет свою структуру, дизайн и окраску. Дагестанские ковры экспонируются в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки, Милана, Токио, Измира и многих других местах. По своему качеству дагестанские ковры не уступают лучшим мировым образцам. Они постоянно выставлялись на международных и отечественных ярмарках и выставках, награждались почетными грамотами и золотыми медалями на международной выставке в Брюсселе (Бельгия, 1958), Лейпцигской выставке-ярмарке (Германия, 1967). Ковры включены в мировой каталог под названиями «Табасаран», «Дербент», «Ахты», «Микрах». С конца августа по начало сентября 2000 года на ВВЦ прошел российский фестиваль экономического и культурного сотрудничества «Москва и регионы России 2000». В этом фестивале дагестанские ремесленные ковры своим великолепием и красотой очаровали все русские народы. А Дагестанские ковры получили золотую медаль в номинации «народные промыслы и художественные товары» в конкурсе «Лучшие товары России».

Эстетические особенности дагестанских ковров

Дагестанские ковры ручной работы ткут из овечьей шерсти — белой и окрашенной. При использовании натуральных красок цвета получаются мягче, сдержаннее, а синтетические составы дают интенсивные оттенки. В любом случае применяются только безопасные краски: структура шерсти от них не страдает, цвета получаются стойкими. Поэтому выбор составов зависит лишь от предпочтений мастера или заказчика.

Композиционно дагестанские ковры представляют собой комбинацию двух основных элементов:

  • центральное поле с крупными узорными медальонами;
  • орнаментальная кайма, занимающая минимум 15 % площади.

Дагестанские старинные ковры украшали узоры из простейших геометрических фигур. Так ткачи создавали стилизованные изображения растений, людей, животных, бытовых сюжетов. В контрастной палитре противопоставлялись холодные и тёплые тона, преобладали красный и синий, часто применялся жёлтый и буро-коричневый. Цветовая гамма отражала стихии огня, воды, солнца, земли. Современные изделия более разнообразны с декоративной точки зрения — на них изображают орнаменты, пейзажи, достопримечательности Кавказа, портреты исторических личностей.

Заказывайте элитные ковры в нашем салоне

Мы предлагаем на ваше рассмотрение довольно большой ассортимент кавказских ковров. Продажу ковров ручной работы считают делом, в котором наш салон специализируется достаточно долго. Вы сами убедитесь в надежности и внешней аккуратности наших товаров, которые изготавливаются очень ответственно.

У нас вы сумеете подобрать ковер, который максимально впишется в обстановку вашего жилья. Благодаря большому ассортименту покупка принесет лишь положительные впечатления!

Деятельностью салона «VIP КОВЕР» является продажа азербайджанских ковров ручной работы. Мы следим за различными характеристиками продукции, предоставляя вам товар, приобретение которого обернется выгодным для вас. Мы продаем качественные ковры, касательно надежности которых у вас не появится ни малейших сомнений.

Для совершения покупки нашего товара необходимо просто посетить наш салон либо сделать заказ на сайте. Наши кавказские ковры помогут придать вашему дому уют и тепло! Наша продукция непременно будет удобной для вас.

Наша компания готова предложить большой набор оригинальных качественных изделий, созданных в соответствии с древними традициями. Характерные цвета и искусные узоры способны привнести ощущение тепла, уюта и роскошного изящества в любое жильё.

Хотите сделать заказ? Свяжитесь с нами по телефону+7 (495) 504-88-13! Вы также можете оставить заявку на сайте. Мы перезвоним вам в течение 3 минут!

Заказать звонок

Музей ковра в Дербенте

Дагестанские умелицы: как производятся табасаранские ковры?

В 1982 году был открыт музей ковроткачества. Он был помещен в помещении армянской церкви, которая была построена в 1870 году. Учитывая тысячелетнюю историю ковров, расположение экспозиции в центре города привлекает множество туристов. Многие из них специально приезжают посмотреть на настоящий табасаранский ковер. Цена изделия начинается от 10000 рублей за квадратный метр ковра. И это при условии, что красители используются искусственные. Оригинальный табасаранский ковер с использованием натуральных красок стоит в разы дороже. Сегодня табасаранские ковры ручной работы можно увидеть в лучших музеях Парижа, Лондона, Токио. Дома и дворцы первых лиц различных держав украшены ткаными изделиями. На международных выставках ковровые изделия постоянно завоевывают золотые медали.

Живите, цените жизнь и радуйтесь ей — такие пожелания мастеров передают узоры и роспись ковра. Можно часами всматриваться в картину: кто-то увидит на ней деревья и птиц, кто-то лицо незнакомца, смотрящего вдаль. Следующий зритель осмотрит горы, поднимающиеся вверх, и равнину у подножия, по которой идет человек с плугом и пашет землю. Кажется, вы видели все мельчайшие детали на табасаранских коврах, как вдруг перед вашими глазами предстает картина, которую вы раньше не замечали … И снова картина меняется.

Приобретение ковра

Выбирая дагестанский ковер, обратите внимание на способ плетения – ручной или с применением автоматизированных устройств. Погоня за прибылью привела к тому, что продавцы предлагают товар по цене ручной работы, не имея на то должных оснований. Характерными признаками дагестанского ковра ручной работы принято считать:

  1. Присутствие на изделии бахромы, которая продолжает основу ковра. В отдельных случаях бахрома подшивается к внутренней стороне изделия. При изготовлении автоматизированным способом бахрома подшивается отдельно.

Обрамление ковра

  1. Обработка кромки ковра. Оверлок при автоматизированном изготовлении оставляет ровные стежки с одинаковой затяжкой, в случае ручной работы есть отдельные непохожести стежков.
  2. Узлы связывания ниток на обратной стороне ковра. При автоматизации они отсутствуют.
  3. Идентификация изделия. В отдельных изделиях, которые создавались вручную, по центру бахромы может стоять вплетенная подпись мастера. Заводские изделия клеймятся или на них нашиты предусмотренные законом бирки.
  4. Эффект разной степени окрашенности нити. Возникает при создании дагестанских ковров в сельских условиях. Одновременное окрашивание нужного количества нити не происходит, в результате – нить имеет один цвет, но представленный разными оттенками.
  5. Ручная работа характеризуется присутствием небольших недостатков ковровой поверхности и неоднородности нанесенного рисунка. Мастера изготовляют одни ковер длительное время, за которое возникновение небольшого недочета вполне допустимо, при автоматизированном производстве такие дефекты исключены.
  6. Характеристика материалов, использованных при изготовлении ковра. Для ручной работы в большей степени используют натуральное сырье. Присутствие в структуре изделия акрила и других полимеров свидетельствует о машинной работе.

Важно! При покупке дагестанского ковра ручной работы, правильным считают проконсультироваться в нескольких торговых точках. Нелишне услышать мнение о товаре по отзывам покупателей. Учитывая ценность приобретения, при сомнениях в качестве товара и методе изготовления, покупку лучше отложить.

Плетение

Приобретая дагестанский ковер ручной работы, владелец дома сознательно создает атмосферу мира и доброй семейной обстановки. Неоднократно подтвержденная культурная ценность этих изделий превращает простое размещение ковра на полу или стене к в привнесение в дом части истории и древних ценностей. Изготовленный в ручную, ковер служит многим поколениям, напоминая при этом о традициях народа.  Вместе с тем, при наступлении тяжелых времен, реализация такого предмета интерьера поможет решить временные финансовые трудности.

Средняя оценка оценок более 0

Типы дагестанских ковров

Бережное развитие традиционного ремесла помогло сохранить основные его тенденции, благодаря чему сейчас несложно приобрести ковёр любого типа:

  • мягкий — ворс может быть коротким, средней длины или высоким, обычно подстрижен на одном уровне;
  • сумах — изделие без ворса на лицевой стороне, но с мягким подковровым слоем из длинных нитей;
  • намазлык — молитвенный коврик размерами 40/60 на 100/150 см, обычно с изображением острия свода, направленного на Каабу.

Изначально изделия первых двух типов служили защитой от холода — кочевникам они заменяли дом, а обитатели горных аулов утепляли ими полы и стены в жилищах. Теперь же в дагестанских ворсовых коврах и сумахах больше ценится удивительное очарование, которое привносят в интерьер их этнические рисунки.

Дагестанские ковры

Где можно купить настоящий дагестанский ковёр

Прежде всего, на его исторической родине — в Табасаране или другом регионе республики. Но не обязательно тратить время на долгие поездки и с рисками транспортировать дорогое изделие, ведь можно купить дагестанский ковёр ручной работы от студии Сarpet Exclusive и не сомневаться, что он:

  • соткан из натуральной высококачественной овечьей шерсти по традиционной табасаранской технологии;
  • уникален — мастера готовы создать любой орнамент, сюжетное изображение, пейзаж, натюрморт, портрет;
  • прослужит напольным покрытием десятки лет даже в комнате, где бывает масса людей, и не утратит красоты.

Дизайнер разработает 3D-макет будущего изделия, и вы увидите, насколько органично оно впишется в обстановку. При необходимости сможете скорректировать размеры, форму или рисунок, чтобы получить безупречный интерьерный аксессуар.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...