Секреты ковроделия от Евгения Шутко

1. Средневековые ковры

Средневековая эпоха не блещет чистотой, это знает даже школьник. Дамы не меняли прически месяцами, не говоря уж о мытье волос. В результате в многоэтажных сооружениях из лент и локонов нередко заводились насекомые, с которыми королевы балов вполне мирно уживались.

Не сложно догадаться, что с уборкой в огромных замках тоже было туго, как и с сохранением тепла. Чтобы хоть как-то согреть каменные спальни, их жители устилали полы коврами, сплетёнными из тростниковых волокон. Когда коврик терял приличный вид, его просто выбрасывали и стелили новый — чистка в те времена была не принята.

Единственный вид ковров, который подвергался хотя бы минимальному уходу, — это звериные шкуры. Их иногда вытряхивали особо добросовестные горничные.

Кто живет в ковре

Человек каждый час теряет 1,5 миллиона чешуек с поверхности кожи. Частицы попадают на ковер. Это органическая среда, в которой быстро развивается патогенная микрофлора и микроскопические насекомые.

Как ни парадоксально, но грязнее всего оказывается ковер, висящий на стене. Просто его реже чистят…

В Средневековой Европе не было ковров. Вместо них пол защищали коврики, сплетенные из камышовых или тростниковых стеблей. Когда они пачкались и изнашивались, то их просто заменяли новыми. Никому в голову не приходило их чистить. Мы не можем также поступать с коврами дома. Поэтому за покрытием следует ухаживать. Если этого не делать надлежащим образом, то скоро в коврах появятся нежданные гости.

Пылевые клещи и ковры

Эти насекомые также имеют название дерматофагоидесы. Они любят покрытия с длинным ворсом, и питаются отмершими частичками человеческой кожи. Опасность их в том, что экскрементов паразиты производят в 200 раз больше, чем их вес.

Продукт их жизнедеятельности вместе с пылью попадают в воздух и вызывают аллергические реакции у домочадцев. Особенно они опасны для детей. Симптомы отравления токсическими выделениями пылевых клещей:

  • кашель и першение в горле без симптомов простуды;
  • насморк и чихание при общем нормальном самочувствии;
  • головокружение, слабость, снижение иммунитета.

Не пропускайте сигналы об опасности от организма, ведь если вовремя не принять меры, то как у взрослых, так и у детей может развиться полноценная аллергия, которая способна перерасти в приступы астмы. У малышей аллергические реакции развиваются молниеносно.

В борьбе с пылевым клещом поможет:

  • регулярная чистка на свежем воздухе;
  • обработка ультрафиолетовой лампой;
  • профессиональная химчистка.

Плесень 

Плесень заводится там, где присутствует повышенная влажность. Ни в коме случае не оставляйте ковер надолго мокрым после влажной чистки. Подумайте, каким образом вы можете высушить его. Чтобы в покрытии поселился грибок достаточно двух дней.

О том, что плесень завелась в доме вы узнаете, услышав характерный затхлый аромат. Бороться с грибком следует немедленно. Дышать спорами опасно для здоровья, поскольку они подрывают опорные силы организма и вызывают аллергические реакции.

В домашних условиях бороться с плесенью возможно, но не эффективно на 100%. Вынесите покрытие на улицу и очистите пораженное место жесткой щеткой. Дома промойте поверхность специальным противогрибковым средством. Но все же лучше не рисковать здоровьем и сдать ковер в химчистку.

Ковровый кожеед

Этот вид насекомых попадает в наши дома с улицы. Селятся они в меховых и ворсистых изделиях, а также в книгах, на поверхности кожаных изделий и в мягкой мебели. Ковры насекомым нравится для откладывания личинок. Ковровый кожеед переносчик глистов. Насекомое переносит заразу при укусе.

Для того чтобы избавиться от паразитов придется провести дезинсекцию не только ворсистого напольного покрытия, но и всего дома. Ковровый кожеед очень быстро размножается. Личинки паразиты любят откладывать в труднодоступных местах: под мебелью, за плинтусами и в других темных местах.

Также в коврах могут завестись блохи, клопы и поселится болезнетворные бактерии. Все это м можем принести в дом с улицы. Также переносчиками являются домашние животные. Чтобы предотвратить опасное соседство, вовремя прибирайтесь, ухаживайте за ковровыми покрытиями самостоятельно и периодически отдавайте их в химчистку. Тогда ковры принесут в дом уют и тепло, а ни неприятности со здоровьем.

Причины для чистки мягкой мебели

Любимый мягкий диван — островок уюта в доме. Но что делать, если обшивка мебели или оверлок ковров стали терять лоск и пачкаться? Есть вариант попробовать восстановить все самостоятельно. Однако не факт, что со всеми пятнами удастся справиться. К тому же любимое место домочадцев несет угрозу здоровью. В недрах мягкой мебели и ковров оседает много пыли и грязи, ороговевших чешуек эпителия, влаги. Это идеальные условия для развития пылевых клещей. Чтобы справиться с неприятным соседством рекомендуем обратиться в химчистку.

Чем опасны ковры с пылевыми клещами?

Самостоятельно справиться с не прошеными гостями у хозяйки не получится. Для того, чтобы вывести насекомых , требуется специальное оборудование.

Клещи опасны своими фекалиями. Свои испражнения они оставляют в недрах мягкой мебели и матрасов до 20 раз в день. Продукты жизнедеятельности насекомых вызывают сильные аллергические реакции. Особенно от этого страдают дети. Если аллергию на пылевого клеща не лечить и не устранить провокатора, то она может перерасти в такие заболевания:

  • конъюнктивит,
  • бронхиальная астма,
  • атопический дерматит.

Как справиться с проблемой?

В доме желательно каждый день проводить влажную уборку, поскольку пылевой клещ селится и оставляет продукты жизнедеятельности везде: за плинтусами, под мебелью, в коврах, на плотных занавесках и внутри мягких диванов, в матрасах т.д.

Регулярно пылесосьте ковры и мягкую мебель, мойте полы. А вот самостоятельно проводить глубинную мойку мягкой мебели не стоит. Есть риск не досушить предмет мебели. Тогда вы только усугубите ситуацию, поскольку влажная среда — оптимальные условия для быстрого развития пылевого клеща.

Доверьте профессиональную химчистку мебели людям, специально обученным для этого. Они проведут дезинсекцию и вернут обивке первозданный вид. Отходы жизнедеятельности клещей будут удалены и обезврежены.

Самое главное:

Качество ковра ручной работы оценивается по трем критериям: материал – количество узлов на квадратный метр – эстетическая ценность рисунка. Последний параметр субъективен, но первые два важны бесспорно.

Первое упоминание о коврах датировано 16 веком до нашей эры. Им уже 3600 лет! Старейший из сохранившихся ковров найден на Алтае. Он относится к 5 веку до нашей эры.

Происхождение ковров

Постепенное распространение искусства ковров на протяжении веков во всем мире оказалось помехой в разгадке тайны происхождения. Однако множество различных фрагментов ковров были обнаружены в ходе раскопок по всему миру. Достоверные свидетельства, полученные из стран Ближнего Востока, свидетельствуют о том, что ковроткачество было широко распространено во втором и третьем веках до нашей эры. Поэтому это место называют колыбелью ковроткачества. Люди мигрировали в районы из Туркестана на Запад, на Кавказ, в Персию, с востока Китая, а потом и в Индию, распространяя эту форму искусства. Кроме того, этот диапазон мест известен как Восточный ковровый пояс.

Марко Поло, венецианский купец и путешественник, путешествуя по Турции, сказал: «Они ткут отборные и самые красивые ковры в мире. Они также ткут шелковые ткани малинового и других цветов, необычайной красоты и богатства, и много других видов ткани».

старинный ковер

Ковроткачество – одно из самых древних ремесел, освоенных человеком

Археологические находки свидетельствуют, что искусство плетения узорчатых полотен было широко распространено в Древнем Египте еще в XIV веке до н.э. В скальном некрополе Бени-Хасан, расположенном на восточном берегу Нила, была обнаружена фреска X века до н.э., на которой изображены две девушки за ткацким станком, устройство которого мало поменялось за последние три тысячи лет. Увы, до наших времен почти ничего не сохранилось, и в основном мы можем судить о том, какие ковры украшали древние жилища лишь по изображениям – к ним время оказалось более благосклонно.

Однако, в Эрмитаже хранится самый древний, чудом сохранившийся во льдах Горного Алтая, Пазырыкский ковер. Это самый старинный ворсовый ковер из ныне существующих, его возраст – свыше 2500 тысяч лет. Прекрасная сохранность ковра позволяет в полной мере оценить его декоративные особенности: тщательно проработанный орнамент с изображениями всадников, грифонов, ланей и стилизованных цветов.

Перед вами – точная копия Пазырыкского ковра, восстановленная по заказу Art de Vivre. Сегменты, не сохранившиеся в реальности, затканы шелковыми нитями.

Ковер из коллекции WOVEN LEGENDS
Ковер из коллекции WOVEN LEGENDS

Состав: шерсть и шелк

История создания ковра

Уходящая вглубь веков история создания ковра кажется весьма запутанной: до сих пор многие страны соперничают за право считаться родоначальником ковроткаческого искусства. Большинство исследователей сходятся во мнении, что ковроткачество зародилось как функциональное ремесло в среде кочевых племен Центральной Азии. Дело в том, что практические качества ковра неоспоримы: он защищает от холода и пыли, от палящего солнца, вредных насекомых и даже от змей, которых отпугивает защитный слой ланолина, покрывающий натуральную шерсть.

Ковер был пологом, покрывалом, попоной и занял центральное положение в устройстве человеческого быта. Женщин начинали учить ткачеству еще в возрасте 3-4 лет, поэтому ткацкий станок становился прямым отражением не только традиций, но и личных чаяний и переживаний. Сотканный ковер заключал в себе особое видение мира и эстетическое чувство мастерицы. Со временем именно ковер стал синонимом слова «дом», ведь ковер во многих регионах был абсолютно незаменим.

Вся повседневная жизнь концентрировалась вокруг ковра: на нем совершали обряды бракосочетания, семья собиралась вместе для трапезы, дети сидели на ковре в то время, как им рассказывали древние предания их народа, да и кровать заменялась пушистым ворсовым ковром, мягким и теплым. Можно сказать, что дизайн как искусство в подлинном смысле этого слова начался с ковроткачества.

В этнических коврах каждая деталь очень символична. Узор представляет собой художественную интерпретацию образа Вселенной в воображении мастеров. Как правило, ковер изобилует благопожелательными и защитными символами, среди которых часто встречается Древо Жизни – один из самых почитаемых знаков во многих древних культурах. Но самое восхитительное – это их яркие и чистые цвета.

Ковер коллекции KAZAK CLASSIC
Ковер коллекции KAZAK CLASSIC

Традиционные ковры Востока

Затем, когда племена стали переходить к оседлому образу жизни, искусство ковроткачества стало постепенно усложняться: все больше труда вкладывалось в орнаментальные и декоративные особенности полотна. Увеличилось количество цветов, в которые окрашивалась пряжа, а символика сделала ковер неотъемлемой составляющей обрядов и ритуалов многих народностей.

Традиционные ковры

Самыми известными центрами ковроткачества нового, оседлого периода, стали Персия и Турция, а позднее – Индия. Эпоха Сефевидов (XVI-XVIII вв.), известная также как золотой век иранского искусства, подарила миру великолепные образчики ковров ручной работы. Особенно ценные и роскошные экземпляры ткались в столице, которой сначала был город Тебриз, а затем – Исфахан. До сих пор оба этих города считаются главными центрами иранского ковроткачества, где по старинным эскизам ковры ткутся из качественных материалов, обладающих и красотой, и практичностью. В мусульманской традиции сформировались особые декоративные принципы, наиболее полно воплощенные в коврах. Ковер стал образом рая, идеального бытия. Недаром в Коране праведникам обещано вечное благоденствие: в обществе юных гурий они будут возлежать в раю на роскошных коврах.

Ковры из Тебриза и Исфахана до сих пор признаются едва ли не самыми лучшими в мире. Секреты мастерства, передающиеся от поколения к поколению, позволяют достичь подлинного совершенства и в художественном облике, и в практических качествах ковра.

Ковер   «ISFAHAN»  11-214-IR«TABRIZ»  11-386-IR

Ковры из Турции через Венецию стали экспортироваться в Европу. Контрастные и энергичные орнаменты, вытканные блестящей шерстью, быстро покорили воображение европейцев. Ковры стали появляться в домах знатных господ, где их изображали даровитые живописцы: Лоренцо Лотто, Ганс Гольбейн Младший, Франциско Сурбаран, Бартоломе Эстебан Мурильо и многие другие. Ковры со специфическим орнаментом, запечатленные Лотто и Гольбейном даже получили соответствующее название: «Ковры Лотто» и «Ковры Гольбейна». Однако в Европе ковры пока что ткать не умели, ведь создание ковра – это невероятно долгий, кропотливый труд, который требует соблюдения множества нюансов и специфического художественного видения для поиска необходимых форм и цветосочетаний.

Дармштадтская Мадонна (Мейера)

Ганс Гольбейн Младший. Дармштадтская Мадонна (Мейера), 1526 г.

В эпоху Возрождения ковры часто изображаются на полотнах великих живописцев. Особенно часто их можно увидеть на парадных портретах и в классических алтарных композициях. А у нидерландцев и голландцев ковер часто присутствует в жанровых сценах: в ту эпоху ковром было принято накрывать стол, ведь это был несказанно дорогой элемент декора.

Уснувшая девушка

Ян Вермеер. Уснувшая девушка, 1657 г.

Ковроткачество в Европе

Лишь в XVII веке ковроткаческие мануфактуры открылись во Франции. Сперва начала свою работу знаменитая мануфактура в Савонери, по инициативе иллюстратора Пьера Дюпона. Здесь создавали ковры впечатляющих масштабов с рельефной выстрижкой ворса и тщательной нюансировкой цвета. Эскизы для этих ковров создавали самые талантливые художники эпохи; орнаменты, как правило, соответствовали эстетике в духе барокко, рококо и неоклассицизма. Необходимость создания ковроткаческих мануфактур во Франции была предопределена своеобразием самих интерьеров. Восточные арабески диссонировали с французским интерьером, поэтому они были заменены на пышные розы, листья аканта, мифологические мотивы и королевские регалии, которые гармонично сочетались с остальными элементами декора и предметами искусства.
Изначально ковры из Савонери предназначались исключительно для королевского двора: ковры из Савонери украшали залы Лувра, Версаля и Тюильри. В 1743 году важным центром ковроткачества стал город Обюссон, где ткались также и безворсовые ковры, больше похожие на изысканные гобелены с нежными цветочными узорами. Ковры из Обюссона и Савонери стали синонимами утонченной роскоши, власти и богатства.

Ковры из Обюссона и Савоннери надолго стали символами принадлежности к европейской аристократии и непременным атрибутом власти. Сегодня они часто украшают апартаменты в стилях барокко и рококо.

«ГОБЕЛЕН AUBUSSON»  BC-115«SAVONNERIE EXCLUSIVE»  TSV9008-F062-F149

А в 1883 году англо-швейцарская компания Ziegler&Co начала развивать производство ковров ручной работы в Султанабаде. Здесь ткались ковры более близкие европейскому вкусу. Цветовая гамма отличалась сдержанностью, обилием теплых древесных оттенков. Классические в своей основе орнаменты также были несколько изменены и интерпретированы более свободно. Ни одно знатное семейство в Англии не обходилось без традиционного ковра Зиглер, который идеально подчеркивал достоинства викторианского интерьера. Эти благородные дизайны до сих пор узнаваемы и любимы во всем мире. Ковры в стиле Зиглер по преимуществу ткутся из мягкой овечьей шерсти в Индии и Пакистане.

Ковры в стиле Зиглер отличаются сдержанной палитрой цветов и достаточно крупным орнаментом. Их естественные оттенки идеально подчеркивают деревянные и кожаные элементы в интерьере.

«ZIEGLER PERSIAN»  TRT-GLD

Современные ковры

С конца XIX века ковер стал экспериментальной областью для многих художников и дизайнеров. Удивительные ковры создаются по всему миру и становятся прекрасным способом для творческого самовыражения. Например, известный английский дизайнер, архитектор и издатель Уильям Моррис сам искал новые способы окрашивания тканей природными красителями, учился ткать ковры, а также создавал эскизы для них. Ковры по дизайнам Морриса отличаются изысканным орнаментом, естественным, но продуманным до мелочей. А вместе с художниками Эдвардом Берн-Джонсом и Филиппом Уэббом он создавал на своей мануфактуре шпалеры со средневековыми сюжетами, в основном навеянными артуровским эпосом и балладами Теннисона. Ковры и шпалеры по мотивам Уильяма Морриса сегодня известны и любимы во всем мире.

Изысканные орнаменты Уильяма Морриса, воплощенные в коврах, смотрятся очень стильно.

«MORRIS A/B 10/10»  706IVY-WAL

Наряду с традиционной прямоугольной формой появились круглые, овальные, многоугольные ковры. В эпоху ар деко заказы на создание ковров получали самые именитые дизайнеры: Жак-Эмиль Рульман, Поль Фолло, Эдуард Бенедиктус, Эйлин Грей. Многие из них ткались на фабрике в Савонери. В Великобритании собственную компанию по изготовлению индивидуальных ковров возглавила Марион Дорн.

Сегодня сохраняется баланс между традициями и современностью: ткутся как классические ковры по старинным технологиям, существующим уже тысячи лет, так и совершенно инновационные ковры по нестандартным дизайнерским проектам. Современные немецкие дизайнеры Ян Кат и Юрген Далманнс во многом изменили отношение к традиционному ковру, превратив его в полноценный предмет современного искусства, яркий способ самовыражения. Их работы выставляются на всевозможных престижных художественных выставках, завоевывают награды, но, несмотря на кажущуюся самодостаточность, они все еще предназначены именно для украшения интерьера.

Современные ковры порадуют ценителей смелых интерьерных решений нестандартными орнаментами, сочетанием разнообразных фактур и оттенков.

«RUG STAR»  WHITE MONKEY-ORIGINAL

С развитием технологий значительным спросом стали пользоваться ковровые изделия машинной работы, однако произведения искусства, выполненные ручным трудом, остаются непревзойденными. Менялись представления о красоте и моде, но по-настоящему интерес к коврам ручной работы не угасал никогда. Стоит помнить, что ковер – это не догма. С течением времени трансформируется дизайн, изменяются орнаменты, формы и само отношение к ковру, но это искусство вновь актуализируется с каждым новым веянием в мире творчества и дизайна. Каждому стилю, направлению и эпохе присуща своеобразная красота, которая наверняка найдет отклик в сердцах многих людей, поэтому столь интересно наблюдать за историей ковроткачества.

Разница материалов: от шелка до полиэстера

Разумеется, элитой коврового мира считаются ковры из шелка. Чем тоньше нить и меньше узелки, тем красивее и детальнее получается узор. За шелком следуют ковры из шерсти. В современном ковроделии для удешевления часто используют бамбук, вискозу и полиэстер.

лекция Евгения Шутко "Ковер ручной работы. Секреты мастерства"образцы ковров из коллекции Евгения Шутко

Бамбуковый шелк представляет собой нити из бамбука, которые вымывают до блеска в специальных растворах. При внешней красоте такие ковры менее долговечны, их ворс быстрее редеет.

лекция Евгения Шутко "Ковер ручной работы. Секреты мастерства"

Определить материал ковра поможет… зажигалка. Метод известен всем профессионалам, работающим с тканями. Достаточно поджечь пару нитей и посмотреть, как они плавятся. Многое расскажет и запах: у полиэстера и бамбука он сильный и неприятный.

2. Свастика на коврах

Этот древний знак, символизирующий солнце, служил оберегом для наших предков. Он предрекал благополучие и удачу, и поэтому присутствовал практически на всех предметах одежды, мебели и других бытовых вещах, в том числе и в узорах ковров. Само слово происходит от «свасти», на санскрите означающего благополучие и достаток.

Сегодня свастика не в почёте, потому что когда-то приглянулась нацистам в качестве символа. Однако сам этот знак существовал минимум за 5 тысяч лет до рождения Адольфа Гитлера, и по сей день она изображается на коврах, сотканных в разных уголках света.

В Индии этот знак символизирует жизнь, изобилие и щедрость. Его часто используют в качестве декора на празднествах, посвящённых свадьбам или рождению ребёнка. В Китае — это солнце. В буддизме свастика обозначает любовь и сострадание. Её изображениями щедро украшают ковры, изготовленные в Монголии, Тибете, Китае, Туркменистане, Армении и других странах.

Старинный ковер как предмет с душой

Большинство античных форм ковров и ковровых изделий, которые мы видим сегодня, отражают богатое плетение и украшения в персидском стиле. Развивавшиеся на протяжении десятилетий и столетий, эти значимые объекты с большим уважением и гордостью пережили всё. Ковры, сотканные до 1920 года, относятся к категории антиквариата. Традиционно тканые ковры с натуральными красителями называются старинными коврами. Ковры, сотканные с 1920-1930 годов до нашего времени, известны как «современные ковры». Современные ковры обычно черпали вдохновение из западных вариантов.

Более ранняя хронологическая классификация таких живых объектов, как ковры, достаточно элементарна. Увлекательно, что ковры, которые были сотканы раньше 17-го века, настолько редки, что их можно увидеть только в музеях и крупных коллекциях.

Узел персидский, турецкий и тибетский

Вязание узелков на нитях основы является самой кропотливой частью работы по созданию ковра. Опытный мастер за день вяжет 10 тысяч узелков, тратя три секунды на каждый.

Хорошим считается ковер, в котором плотность вязания составляет порядка 300 тысяч узлов на квадратный метр. Ковры-«миллионники» относятся к эталонным. Их создание может занимать до двух лет.

Основными видами ковровых узлов являются персидский, тибетский и турецкий. Последний считается наиболее прочным.

лекция Евгения Шутко "Ковер ручной работы. Секреты мастерства"

При создании большинства дизайнерских ковров используется тибетский узел: нити одного цвета оплетают основу и металлический прут, а при разрезании плетение превращается в ворс. На лицевой стороне таких ковров остаются характерные линии от разрезания ворса. Максимальное качество, которого можно достигнуть при использовании этой техники — 300 тысяч узлов на квадратный метр.

3. Ковёр изо льда

Этот ковёр не соткан из ледяных нитей, нет. Он был добыт исследователями из ледяной глыбы в Алтае, где благополучно пролежал… больше двух тысяч лет. Именно благодаря льду ковёр сохранился, утверждают учёные. В большинстве случаев ковры очень недолго сохраняются в сравнении с другими предметами быта.

Сейчас Пазырыкский ковёр хранится в Эрмитаже, и его создание датируется примерно 400-м годом до нашей эры. Интересно и то, что способ плетения ковров мало изменился с того времени, когда неизвестный мастер выткал узор на Пазырыкском ковре, признанном сегодня самым старым в мире.

Интересный факт:

Все ковры ручной работы обязательно отмывают: в течение нескольких часов льют на них воду и трут железными или деревянными швабрами. Такое мытье убивает паразитов, вымывает пыль, скопившуюся за время вязания, и придает покрытию блеск. После мытья и сушки ковры выстригают – придают нужную высоту ворсу. Иногда мытье и стрижку чередуют.

лекция Евгения Шутко "Ковер ручной работы. Секреты мастерства"

Виды ковров из разных стран

Египет

Ковры из исламского мира, например, из Египта, отличаются необыкновенным качеством и производятся в больших масштабах. Благодаря своей неповторимой элегантности они хорошо продавались на Дальнем Востоке. Ранние формы ковров демонстрировали геометрические дизайны. Египетские ковры буквально расправили свои крылья до Стамбула, а затем оказались и в Каире. Ковры из Каира очень похожи на те, что можно было встретить в Восточном Туркестане.

Как правило, сотканные из шерсти, египетские ковры и паласы изготавливались при помощи асимметричных узлов или узлов «гиордас». Мотивы наподобие пальметты на красном фоне ковра были весьма популярными для египетских ковров. К сожалению, практически отсутствуют документы, свидетельствующие об изготовлении или использовании ковров из Египта. Тем не менее, египетские впечатляющие ковры ручной работы известны во всем мире.

египетский ковер

Китай

Китайские ковры являются довольно выдающимися среди остальных типов ковров во всем мире. Их характерными чертами являются мотивы и консервативный выбор цветов. Китайские ковры говорят на смеси языков, они могут быть как цветочными, так и геометрическими. Тем не менее, их стиль очень отличается от стиля ковров в исламских странах.

Удивительно, но ковроткачество в Китае не рассматривалось как форма искусства вплоть до второй половины 1700-ых годов. Период расцвета ковров состоялся гораздо позже, чем в любой другой восточной стране. Причиной этому может быть банальная нехватка шерсти в Китае.

Красивые китайские ковры являются прекрасным сочетанием цветов, на них обычно изображаются абстрактные геометрические фигуры, которые имеют криволинейный характер. Смесь цветов не создает какой-либо путаницы, здесь прослеживается отчетливый стиль, который является взвешенным и изящным.

Неповторимо окрашенные китайские ковры, как правило, демонстрируют символы из мира природы, древних мифов, буддизма и даосизма. Интересно, что каждый символ несет в себе особый смысл, который не так просто расшифровать.

Турция

Турецкие ковры в целом вдохновлены местной культурой и традициями. Все ковры, вдохновленные исламской культурой, изображают геометрические фигуры или символы.

Эксцентрично привлекательным элементом ковров от турецких ткачей является живая цветовая палитра с сильной тональностью. Оттенки варьируются от красного, синего, желтого до других теплых оттенков. В различных специализированных местах, где ткали ковры, рождались разные по характеру произведения, которые были широко востребованы во всем мире.

антикварный турецкий ковер

4. Шерстяные ковры как увлажнитель воздуха

Шерсть способна впитывать влагу в огромных количествах. Каждое волокно шерстяного ковра может впитать влагу, по количеству достигающую трети веса самой шерстинки. При этом на ощупь ковёр остаётся практически сухим. Постепенно ворс отдаёт лишнюю воду в атмосферу, таким образом увлажняя её.

Ковры из натуральной шерсти часто стелют в помещениях с излишне сухим воздухом или там, где используются электрообогреватели. Естественное увлажнение воздуха помогает предотвратить заболевания дыхательных путей, которые, вопреки расхожему мнению, чаще бывают спровоцированы не зимними морозами, а именно пересушенным воздухом в отапливаемой комнате.

Интересные факты о коврах

Миллионы людей во всем мире наслаждаются мягкостью и теплом ковров в своих домах. Хотя нельзя с уверенностью сказать, как давно люди использовали ковры, есть предположения, что срок их зарождения датируется тысячами лет до нашей эры. Во-первых, ковры были использованы для утепления холодных стен и полов домов, а вскоре стали декоративным аксессуаром для жилья. Это особенно актуально для ковров, которые сотканы вручную. Эти ковры считаются роскошью, и главным образом используются и изготавливаются для богатых слоев населения. К счастью, ковры являются очень популярным и распространенным вариантом напольного покрытия, что объясняет тот факт, почему они доступны в сотнях стилей, материалов и цветов.

В первую очередь ковры должны быть ухоженными. Они являются идеальным пристанищем для различных бактерий и аллергенов, так что регулярная чистка является обязательной. Некоторые модели ковров скрывают в своих недрах больше грязи, чем другие, но это не значит, что нет необходимости в регулярной очистке. Грязь может очень сильно повлиять на внешний вид ковров, так как это может привести к потере цвета или ухудшению качества волокон. Если вы заинтересованы в получении дополнительной информации о коврах, вот несколько интересных фактов.

пазырыкский коверпазырыкский ковер

  • Самый старый ковер в мире — Пазырыкский ковер, раскопанный археологами в могиле скифского князя в 1949 году. Причина, по которой ковер выдержал испытание временем, проста: изделие было заморожено и лежало подо льдом сибирских гор. Считается, что возраст ковра более 2000 лет.
  • Сегодня красная ковровая дорожка используется для обозначения пути, по которому проходят важные люди, такие как главы государств, политики, а в последние годы и VIP-персоны и знаменитости. Первое мероприятие с присутствием красной дорожки прошло в 458 до н. э.
  • Иранский Каср Аль-Алам — самый длинный ковер в мире. Он был разработан Али Кхалики, иранским дизайнером. Проект был завершен в 2007 году, ковер был соткан в течение 16 месяцев при помощи 1200 женщин.
  • Ковер Исфахан из центральной Персии, который был сделан из антикварного шелка, является самым дорогим ковром когда-либо проданным на аукционе. Он был продан в 2008 году за 4450000 долларов.
  • Николас Бакалар опубликовал в 2003 году научное исследование, в котором он утверждал, что вирус гриппа, также известный как «желудочный грипп», может жить в течение месяца на грязном ковре в доме. Это еще одна причина, почему вы должны следить за чистотой ковровых покрытий.·         
  • Считается, что регулярное и надлежащее техническое обслуживание, чистка ковров и мягкой мебели может значительно улучшить качество воздуха в доме из-за способности изделий задерживать пыль и аллергены.
  • Без правильной и регулярной чистки ковров и обивки бактерии размножаются быстрее, чем обычно. Норовирус, сальмонеллез, синдром Кавасаки — лишь некоторые из бактерий, живущих в коврах.
  • Ковры являются наиболее распространенным выбором напольного покрытия в домах. Около 65% гостиных комнат и 80% спален покрыты ковровым покрытием.
  • Постельные клопы могут жить в волокнах ковра и в деревянных половицах. Для своих размеров они чрезвычайно быстрые и могут перемещаться более чем на 30 метров, чтобы получить порцию крови, обычно в ночное время и от людей, которые спят.
  • С человека осыпается около 1,5 миллионов чешуек кожи в час, большинство из них упадет на ваш ковер.
  • Воздух в помещении, как правило, содержит примерно вдвое больше пыли, чем воздух снаружи. А это приблизительно миллион микроскопических частиц в кубическом сантиметре воздуха. Около 2000 пылевых клещей могут счастливо проживать в 30 граммах пыли, скопившейся на вашем ковре.
  • Ковровое покрытие, размещенное от стены до стены, является более губительным для вашего здоровья, чем небольшие коврики. Как правило, ковры от стены до стены чаще подвергаются воздействию влаги, химических веществ, жидкостей, нашествию крошек, и другим веществам,  которые обеспечивают развитие плесени, дрожжей и бактерий.
  • Нафталин обычно используется для чистки ковров. В концентрированном виде он может быть опасным для дыхания и вызывать головную боль, тошноту, рвоту. Этот подозрительный канцероген может быть токсичным для детей, младенцев и домашних животных.
  • В одном из журналистских расследований в США был освещен вопрос чистоты ковролина в гостиницах. Номера проверялись в разных ценовых диапазонах – от 55 до 400 долларов за ночь. Результаты исследования неутешительны: следы мочи или спермы были найдены абсолютно в каждой комнате.
  • Чтобы сделать ковер ярче, посыпьте соль на ковер и оставьте его в таком виде на один час, после чего пропылесосьте. Соль также эффективна в удалении грязных следов.
  • В Средние века полы в доме покрывались камышом, который действовал как одноразовый ковер. Если он пачкался, его просто выбрасывали.
  • Канцерогенные вещества из сигарет при курении в помещении могут оседать в коврах. Собаки и кошки, не говоря уже о детях, проводят много времени на полу, поэтому находятся в группе риска развития рака легких.
  • Ковры являются отличными местами для проживания зрелых блох, потому что блохи комфортно чувствуют себя в сухой среде ковра. И наоборот, блошиные яйца любят повышенную влажность, которая может быть вызвана, например, недостаточной вентиляцией в комнате.

Ковры без узелков: тафтинг

Хотя встреча была посвящена коврам ручной работы, несколько слов Евгений сказал и о распространенной технике тафтинга. Это полуручное производство, где за нитями основы идет клеевой слой, через который вставляются нити ворса. Ворс держится не за счет узелкового крепления, а за счет удержания в клеевом слое. Клеевую основу с обратной стороны закрывают тканью. Подобные ковры могут быть достаточно плотными, однако следует учесть, что их лучше не использовать на теплых полах: они не пропускают тепло, и от нагревания клеевой слой портится.

5. Ковровые нищие и прохвосты

Это обидное прозвище появилось в США после завершения гражданской войны между Севером И Югом. Ковровыми нищими потерпевшие поражение южане называли северян, которые хлынули в их края. Жители Юга считали пришельцев грабителями и любителями лёгкой наживы. И та, и другая сторона по окончанию войны были настолько бедны, что многим модникам приходилось шить наряды из старых штор, скатертей, покрывал и других полотняных изделий. Северяне, приехавшие на Юг, имели с собой сумки и мешки, сшитые из домашних ковров. За это они были прозваны ковровыми нищими или саквояжниками (carpetbagger).

Не менее конфедераты ненавидели и своих соотечественников, поддерживающих отмену рабовладения и симпатизирующих противникам с Севера. Это считалось настоящим позором. И за такой проступок коренной южанин мог получить прозвище Scalawag (скалаги, прохвост), накладывающее печать презрения на всю жизнь бедняги. Его «не принимали», то есть не приглашали в гости и вообще не пускали в приличные дома ― беда, способная иного консервативного южанина довести до самоубийства. Дружеские отношения с ковровыми нищими, поселившимися поблизости, тоже считалось низким предательством.

Таким образом, история ковров удивительна разнообразна. Несмотря на свою простоту и привычность, они до сих пор способны преподносить сюрпризы своим хозяевам!

Уникальные ковры в Москве: The Rug One

Страны с многовековыми традициями ковроделия – это Иран, Индия и Пакистан. Последние тридцать лет ковроделие распространилось и в Непале. Лучшие ковры производятся даже не в определенных регионах, а единичных деревнях, где сохранены семейные традиции. Каждый раз исполнителей следует искать под конкретную задачу: есть мастера, чьи пальцы великолепно чувствуют шелковую нить, но не справятся с шерстью.

лекция Евгения Шутко "Ковер ручной работы. Секреты мастерства"

Ателье The Rug One в Москве уникально тем, что разрабатывает авторский дизайн, отличающийся от масс-маркета, подбирает материалы и технологию, а потом поручает заказ тем мастерам, кто действительно способен создать ручной шедевр.

Гордость Евгения Шутко – шелковый ковер под миллион узлов на квадратный метр, созданный The Rug One. Второго такого нет во всем мире!

лекция Евгения Шутко "Ковер ручной работы. Секреты мастерства"лекция Евгения Шутко «Ковер ручной работы. Секреты мастерства»

В завершении лекции гости Мануфактуры 5 смогли получить в подарок книгу Евгения Шутко «Ковер ручной работы. Правильный выбор».

лекция Евгения Шутко "Ковер ручной работы. Секреты мастерства"

Благодарим Евгения за интересный разговор, продемонстрировавший искреннюю увлеченность и отличное знание своего дела. До новых встреч в дизайн-лектории!

Репортаж о Евгении Шутко на НТВ:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...